Задание 1. а) Составить пищевую цепь из следующих живых организмов: скворец, клен, коршун, почвенные бактерии, гусеница.
б) Кем является каждый из перечисленных организмов: продуцентом, консументом или редуцентом?
в) Эта пищевая цепь является пастбищной или детритной?
г) Сколько трофических уровней содержит данная цепь питания? д
Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне.
Задание 2
Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.
1. Зпаки-кузнечики-насекомоядные птицы - змеи - ежи 2. Корневые выделения зеленых растений - бактерии - мелкие животные -крот
Задание 3
Установите экологическую роль организмов в экосистеме - продуцент, консумент, редуцент.
а) Улотрикс
6) Кукушкин лен
в) Спорынья
г) Мукор
д) Петров Крест
е) Повилика
ж) Сенная палочка
3) Сфагнум
и) Плаун булавовидный
к) Спирогира
л) Беззубка
м) Трутовик
н) Медведь
о) Хламидомонада
Пример:Редис, турнепс, свекла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах.
Корневые клубниКорневые клубни появляются, если питательные вещества накапливаются вбоковых и придаточных корнях.Пример:Корневые клубни имеются у георгина, чистяка.
2.Корни-прицепки, которые развиваются из придаточных корней и растениям прикрепляться к различным поверхностям — стволам деревьев, фасадам зданий.
Пример:Плющ балтийский ловко взбирается по сосновым стволам при корней-прицепок.
3. Дыхательные корни
В местах со стоячей водой или в местах, которые часто затапливаются, проблематично обеспечение корневой системы кислородом, так как кислород растворяется в воде в ограниченном количестве.
Пример:Дыхательные корни образуются у ивы ломкой или у некоторых других растений, если они поселяются на топких берегах рек.
4. Воздушные корни
У растений, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов (орхидей, бромелий), образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз. Такие корни поглощают дождевую воду и растениям жить в этих своеобразных условиях. Воздушные корни могут расти и в почве, выполняя функции обычных корней.
Пример:Орхидея
5. Корни-подпорки
У некоторых тропических деревьев (например, у баньяна) на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками
Досковидные корни-подпорки образуются как у растущих в тропических лесах деревьев, например, у хлопкового дерева, так и у деревьев, растущих в умеренных широтах, например, у вяза обыкновенного.
По различным экспертным оценкам, в Самарской области произрастает от 1500 до 1800 видов сосудистых растений. Двести двадцать шесть растений Самарской области имеют особое научное значение. К их числу относятся такие растения, как астрагал Цингера, венерин башмачок настоящий, касатик карликовый, ковыль красивейший, ковыль перистый, копеечник крупноцветковый, молочай жигулевский, полынь солянковидная, пыльцеголовник красный, рябчик русский, тонконог жестколистный, чина Литвинова и шаровица крапчатая, которые включены в Красную книгу Российской Федерации и Самарской области.
В последние годы отмечается активная синатропизация (при организмов к обитанию вблизи человека) флоры Самарской области, вызываемая рядом факторов антропогенного воздействия, среди которых на первом месте стоит интенсивная рекреация. С одной стороны, потоки отдыхающих, концентрирующихся в районе водоемов, лесных массивов, других привлекательных в эстетическом отношении местах вытаптывают растительный покров, вырывают на букеты растения, вырубают деревья и кустарники для кострищ, по их причине возникают лесные пожары и палы. Хорошо развитая сеть шоссейных и железных дорог, речные порты и пристани также являются угрозой для сохранения самобытности флоры области. С другой стороны, из-за возрастающих потоков грузоперевозок в область внедряются адвентивные растения, многие из которых являются карантинными сорняками, мощными аллергенами или ведут себя агрессивно по отношению к аборигенным видам. Третья группа причин, приводящая к деградации естественного растительного мира нашей области, обеднению и антропогенной трансформации флоры, включает в себя несанкционированный сбор лекарственных, пищевых, технических дикорастущих растений, выкопку декоративных растений из природных сообществ с их последующей пересадкой на индивидуальные участки.