Задания с выбором одного верного ответа:
1. Прочитайте приведённые ниже утверждения и выберите то, которое характеризует существенный признак биосферы.
1. Биосфера – это оболочка Земли
2. Биосфера – это глобальная экосистема Земли
3. Биосфера – это место проживания человека на планете Земля
2. В природных сообществах живых организмов происходит круговорот веществ и превращение энергии. Выберите группу организмов, которая осуществляет превращение останков животных в перегной почвы.
1. Бактерии гниения 2.Высшие растения 3. Низшие растения 4. Болезнетворные вирусы
3. В биосфере происходит круговорот веществ и энергии, который можно наблюдать на примере различных химических элементов. В составе каких соединений при круговороте веществ углерод поступает в организм консументов, т.е. потребителей?
……………………………………………………………………………………………………………
4. Ряд видов осетровых рыб, являющихся ценным продуктом питания человека, находятся на грани исчезновения. К сокращению численности видов приводит чрезмерный промысел рыбы. Установите, к какой группе экологических факторов можно отнести такое воздействие на окружающую среду.
……………………………………………………………………………………………………………
5. Установите класс хордовых животных, которые обитают в наземной и воздушной среде, дышат с кожи и лёгких, в процессе развития превращаются из головастика во взрослое животное.
…………………………………………………………………………………………………………..
6.Используя принцип классификации, установите последовательность систематических групп животных, начиная с наименьшей.
1) млекопитающие 2) бурый медведь 3) хордовые 4) хищные
7.Среди мер, направленных на сохранение природных ресурсов, наибольшее значение имеет
1)восстановление редких и исчезающих видов 2)сокращение численности хищников в экосистемах
3)расширение посевных площадей путём вырубки лесов 4)повсеместное расселение новых видов
Задание с выбором 3х верных ответов
8. Среди перечисленных характеристик определите существенные признаки биосферы как биологической системы:
1) образована совокупностью биогеоценозов 2) не изменяется во времени
3) рас во всех оболочках Земли (литосфере, атмосфере, гидросфере)
4) сформировалась с появлением жизни на Земле 5) не обладает к саморегуляции
6) появилась одновременно с образованием Земли.
9. Выберите 3 отличительных признака, характеризующих вид как самостоятельную биологическую систему:
1) состоит из клеток 2) состоит из особей и популяций
3) определяется совокупностью критериев (географический, генетический и др.)
4) не зависит от факторов неживой природы 5) не изменяется во времени
6) взаимодействует с другими видами.
10.Почему для повышения плодородия почвы рекомендуется высаживать бобовые растения?
………………………………………………………………………………………………………………
11. В цепях питания, характерных для сообществ организмов, происходит круговорот веществ и превращение энергии. Опишите размещение организмов (слизень, уж, лягушка, растение) по трофическим уровням в соответствии в правилом экологической пирамиды и объясните изменения, которые произойдут в пирамиде, если численность слизней увеличится, а ужей уменьшится.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
12. В места пропусков вставьте слова из словарика.
Общепланетарная оболочка, которая представляет собой глобальную экосистему, носит название………………………..Согласно учению В.И. Вернадского, вследствие деятельности………………….возникает ноосфера как особая оболочка Земли. Наибольшее значение имеет ………вещество, образованное совокупностью организмов, а также …………………………..вещество, которое создаётся в процессе жизнедеятельности организмов.
Словарик:1.Человека. 2.Живое.3.Биогеоценоз. 4.Биогенное. 5.Биосфера. 6.Бактерий и вирусов.
Биография
Сергей Гаврилович родился 2 декабря 1857 года в селе Царевщина Вольского уезда (ныне Балтайский район). В детстве переехал в Саратов, где в 1874 году закончил первую мужскую гимназию. После Медико-хирургической академии высшее образование Навашин получил в Московском университете. С 1894 года работал в Киевском университете на кафедре систематики и морфологии растений, руководил ботаническим садом, входил в Киевское общество естествоиспытателей, участвовал в строительстве школы в районе Святошино под Киевом. Диссертацию на тему исследований берёзы обыкновенной защитил в Одесском университете в 1896 году. В 1898 году Навашин открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Основные работы учёного связаны с цитологией, эмбриологией и морфологией растений. Сергей Гаврилович заложил основы морфологии хромосом и кариосистематики, написал ряд работ по микологии и сравнительной анатомии. Также учёному довелось поработать на острове Ява. С 1918 года Навашин являлся академиком Российской академии наук (член-корреспондент с 1901 года), а с 1924-го – Всеукраинской. Скончался Сергей Гаврилович 10 ноября 1930 года (по другим данным 10 декабря) в Детском Селе (современный город Пушкин).
Награды
В 1904 году Навашин был удостоен премии имени К. М. Бэра. Его работу высоко оценили зарубежные научные организации: в 1908 году он был избран член-корреспондентом Баварской академии наук, а в 1911 году – иностранным членом Лондонского Линнеевского общества.
Память
Именем Сергея Гавриловича Навашина названы улицы в Саратове и Киеве. В столице Украины также установлены две мемориальные доски в память об учёном. Первая из них (гранитная) была открыта в 1972 году на здании лабораторного корпуса Ботанического сада имени академика А. В. Фомина. Вторая (мраморная) появилась на год позже возле одной из аудиторий главного корпуса университета.
Кожа участвует в процессе регулирования тепла благодаря наличию в ней большого количества кровеносных сосудов и потовых желез. Кровеносные сосуды кожи при повышении температуры окружающей среды расширяются, что ведет к увеличению отдачи тепла кожей. При понижении температуры окружающей среды происходит рефлекторное сужение сосудов и теплоотдача уменьшается.
Процесс регуляции тепла совершается рефлекторно.
Изменение температуры окружающей среды дает импульсы в центральную нервную систему, обратные импульсы вызывают раздражение рецепторов кожи, которое в свою очередь передается кровеносным сосудам, обусловливая их расширение или сужение.
Теплоотдача осуществляется кожей путем лучеиспускания (около 44%), теплопроведения (около 31%) и испарения пота с поверхности кожи (около 21%). Усиление потоотделения увеличивает расход тепла на испарение пота и этим спсообствует охлаждению тела.
В норме количество пота, выделяемого в течение суток, составляет от 600 до 900 мл. При высокой температуре окружающего воздуха и повышенной влажности, при усиленной физической работе суточное количество пота увеличивается до 4000 мл и больше.