Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Естествознание»-6 класс
1. Выбрать правильный ответ
1. Найдите правильное утверждение:
а) биоценоз + биотоп = экосистема
б) биоценоз + экосистема = биотоп
в) консументы + редуценты = экосистема
г) биоценоз = экосистема
2. Как называются живые организмы, создающие в экосистеме органическое вещество:
а) консументы
б) редуценты
в) детритофаги
г) продуценты
3. Как называются в структуре экосистемы хищные животные:
а) консументы
б) редуценты
в) детритофаги
г) продуценты
4.Найдите правильно построенную последовательность структур экосистемы:
а) редуценты, продуценты, консументы
б) продуценты, редуценты, консументы
в) продуценты, консументы, редуценты
г) консументы ,редуценты, продуценты
5.Условием для длительного существования экосистемы является достаточное количество:
а) редуцентов и консументов
б) продуцентов и консументов
в) продуцентов, консументов, редуцентов
г) продуцентов
2.Экосистема хвойного леса формируется в холодных климатических условиях. Небольшой уровень осадков – до 200 мм. В основном они выпадают в виде снега.
Эта экосистема рас в Евразии и Северной Америке, также встречается в горах северного и южного полушарий.В этой экосистеме множество видов растений, но деревья хвойных пород доминируют и занимают верхний ярус в экосистеме. Основные виды это: сосна, ель, кедр, лиственница. Хвойные лесные экосистемы населяют мхи и лишайники. Они не только участвуют в процессе фотосинтеза, но и являются питанием для животных. Главными и вершиной трофической цепи этого вида леса являются хищники, — тигр, снежный барс, рысь. Здесь водятся волки, медведи, лисы и другие хищники. Травоядные млекопитающие в основном из семейства оленьих. Есть заяц, белка, куница, соболь, еж и древесный дикобраз, разные виды птиц.
Почвы не плодородны.
(а) Представьте графически описанную экосистему.
(b) Объясните взаимосвязь компонентов в этой экосистеме.
3. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии
а) Лисица -> дождевой червь -> землеройка -> листовой опад
в) Листовой опад -> дождевой червь -> землеройка -> лисица
с) Землеройка -> дождевой червь -> листовой опад -> лисица
д) Землеройка -> лисица -> дождевой червь -> листовой опад
4.Проанализируйте отрицательное влияние человека на природу в вашем регионе
Заполните таблицу
Форма влияния человека
Последствия
Пути решения проблемы
(отрицательное)
влияния
1. Большое число
Загрязнение атмосферы города;
автомобилей
болезни органов дыхания у людей;
2.
3.
5.Соотнесите области исследований с объектом исследования в будущем
Области исследований
Объект исследования в будущем
область космических исследований
А) таяние ледников, возникновение ураганов
область климатических изменений на Земле
В) исследование черных дыр
возобновляемые источники энергии
С) ценность продуктов питания
в области питания человека
D) энергия биомассы, ветра, воды
1 2 3 4
Объяснение:
Мелкие растения и животные, обитающие в воде, получают кислород и выделяют углекислоту путем диффузии. При дыхании, происходящем в митохондриях, концентрация кислорода в цитоплазме снижается, поэтому кислород диффундирует в клетку из окружающей воды, где его концентрация выше, поскольку она поддерживается диффузией кислорода из воздуха и выделением его фотосинтезирующими организмами, обитающими в воде. Углекислота, образующаяся в результате обменных процессов, диффундирует по градиенту концентрации в окружающую среду. У простых растительных и животных организмов отношение поверхности тела к его объему достаточно велико, поэтому скорость диффузии газов через поверхность тела не является фактором, лимитирующим интенсивность дыхания или фотосинтеза. У более крупных животных отношение поверхности тела к объему меньше, и глубоко расположенные клетки уже не могут достаточно быстро обмениваться с окружающей средой газами путем диффузии. Поэтому глубоко лежащие клетки получают кислород и выделяют углекислый газ через внеклеточную жидкость, которая обменивается ими с окружающей средой.
Панспермия :
Гипотеза о занесении жизни на Землю с других космических тел имеет массу авторитетных защитников. На этой позиции стоял великий немецкий ученый Герман Гельмгольц и шведский химик Сванте Аррениус, российский мыслитель Владимир Вернадский и британский лорд-физик Кельвин. Однако наука – область фактов, и после открытия космической радиации и ее губительного действия на все живое панспермия, казалось, умерла.
Самозарождение
Спонтанное происхождение высокоразвитой живой материи из неживой – как зарождение личинок мух в гниющем мясе – можно связать еще с Аристотелем, который обобщил мысли множества предшественников и сформировал целостную доктрину о самозарождении. Как и прочие элементы философии Аристотеля, самозарождение было доминирующей доктриной в Средневековой Европе и пользовалось определенной поддержкой вплоть до экспериментов Луи Пастера, который окончательно показал, что для появления даже личинок мух нужны мухи-родители. Не стоит путать самозарождение с современными теориями абиогенного возникновения жизни: разница между ними принципиальная.
Первичный бульон
Это понятие тесно связано с успевшими обрести статус классических экспериментами, поставленными в 1950-х Стэнли Миллером и Гарольдом Юри. В лаборатории ученые смоделировали условия, которые могли существовать у поверхности молодой Земли, – смесь метана, угарного газа и молекулярного водорода, многочисленные электрические разряды, ультрафиолет, – и вскоре более 10% углерода из метана перешло в форму тех или иных органических молекул. В опытах Миллера – Юри было получено больше 20 аминокислот, сахара, липиды и предшественники нуклеиновых кислот.
Химическая эволюция
Теория пытается описать превращение сравнительно простых органических веществ в довольно сложные химические системы, предшественницы собственно жизни, под влиянием внешних факторов, механизмов селекции и самоорганизации. Базовой концепцией этого подхода служит «водно-углеродный шовинизм», представляющий эти два компонента (воду и углерод – NS) в качестве абсолютно необходимых и ключевых для появления и развития жизни, будь то на Земле или где-то за ее пределами. А главной проблемой остаются условия, при которых «водно-углеродный шовинизм» может развиться в весьма изощренные химические комплексы прежде всего – к саморепликации.
Черные курильщики
В самом деле, ультрафиолетовое излучение на молодой Земле, атмосфера которой еще не содержала кислорода и не имела такой замечательной штуки, как озоновый слой, должно было быть убийственным для любой зарождающейся жизни. Из этого выросло предположение о том, что хрупкие предки живых организмов были вынуждены существовать где-то, скрываясь от непрерывного потока стерилизующих все и вся лучей. Например, глубоко под водой – конечно, там, где имеется достаточно минеральных веществ, перемешивания, тепла и энергии для химических реакций. И такие места нашлись.
Духи, боги, первопредки
Любые космологические мифы о происхождении мира всегда венчаются антропогоническими – о происхождении человека. И в этих фантазиях можно лишь позавидовать воображению древних авторов: по вопросу о том, из чего, как и почему возник космос, откуда и каким образом появилась жизнь – и люди, – версии звучали самые разные и почти всегда красивые. Растения, рыбы и звери вылавливались с морского дна громадным вороном, люди выползали червями из тела первопредка Паньгу, лепились из глины и пепла, рождались от браков богов и чудовищ. Все это удивительно поэтично, но к науке, конечно, не имеет никакого отношения.