Полость тела млекопитающих поделена плоской куполообразной мышцей — диафрагмой на грудную и брюшную части. При этой мышцы происходит изменение объема грудной полости, в которой располагаются сердце, легкие, пищевод. В брюшной части полости тела находятся желудок, кишечник, печень, почки, половые и другие органы.
Нервная система млекопитающих. В отличие от других позвоночных у млекопитающих особого развития достигает передний мозг и его кора, образованная несколькими слоями тел нервных клеток. Кора покрывает весь передний мозг. У большинства видов млекопитающих она образует мозговые складки и извилины с глубокими бороздами (рис. 330). Установлено, что, чем больше складок и извилин, тем сложнее поведение животного. Так, у кроликов с относительно простым поведением кора почти гладкая, а у собак и обезьян, чей головной мозг обладает большим числом извилин и борозд, поведение гораздо сложнее и разнообразнее.
Поведение млекопитающих определяется не только сложными инстинктами, но и высшей нервной деятельностью, связанной с легким и быстрым образованием большого числа условных рефлексов.
У новорожденного детеныша, даже еще слепого и глухого, инстинктивно нашедшего сосок млечной железы матери и глотнувшего несколько капель молока, образуются пищевые рефлексы на тепло и запах тела матери. Теперь он не тычется в тело матери где попало, а безошибочно находит соски. У прозревшего детеныша образуются рефлексы на вид матери, различные другие раздражители, действующие во время сосания молока. У подрастающего зверька, например лисенка, проявляются врожденные ориентировочные рефлексы («Что такое?»). Лисенок увидел принесенную матерью птицу, понюхал ее, вонзил в нее зубы и, почувствовав вкус мяса, стал рвать добычу на части и глотать куски. При этом вкус мяса сочетался с видом, запахом добычи. Позднее у лисенка, увидевшего птицу или почувствовавшего запах мыши, сразу же проявляются пищевой рефлекс и связанные с ним рефлексы охоты. Постепенно у подрастающего лисенка образуется множество условных рефлексов ему быстро находить добычу, ловить ее, избегать опасности. При этом одни приобретенные рефлексы у него образуются, а другие исчезают. Пробегая вблизи стога сена, лисенок услышал писк мышей. Ему удалось здесь насытиться. Через некоторое время мыши в стогу перевелись и рефлекс на вид этого стога будет постепенно угасать.
Цель: исследовать свойства ферментов и влияние на них физических факторов.
Оборудование и материалы: небольшие кубики сырой и вареной картошки, пробирки, перекись водорода, который имеет комнатную температуру, перекись водорода из холодильника, учебник. Теоретический минимум в этом исследовании свойства ферментов рассмотрено на примере фермента пероксидазы, содержащегося в клетках картофеля. В случае контакта пероксидазы с гидроген пероксидом происходит разложение пероксида на воду и кислород, который выделяется в виде небольших пузырьков газа.
Ход исследования
1. Возьмите три пробирки и поместите в них небольшие кубики картофеля. В первые две поместите кубики сырого картофеля, а в третью — вареной.
2. Влейте в первую пробирку раствор перекись водорода, который перед этим был охлажден в холодильнике.
3. Наблюдайте, выделяются пузырьки газа. Отметьте интенсивность их выделения.
Пузырьки газа выделяются активно.
4. Влейте во вторую и третью пробирки раствор перекиси водорода который имеет комнатную температуру.
5. Наблюдайте, выделяются пузырьки газа. Отметьте интенсивность их выделения.
Во второй пробирке с сырым карофелем пузырьк образются активно. в третьей пробирке с вареным картофелем пузырьк не наблюдаются
6. Сделайте вывод, в котором укажите результаты наблюдений и объясните, повлияли низкая температура и тепловая обработка на работу фермента пероксидазы.
Фермент каталаза активно расщепляет перекись водорода в сыром картофеле при комнатной температуре. В картофеле, охлажденном в холодильнике, фермент тоже работает, так как при низкой температуре структура фермента, который по химическй природе является белком, не разрушается и фермент работает. Вареный картофель подвергся воздействию высоких температур, а потому фермент каталаза рарушился - денатурировался. В пробирке с вареным картофелем реакции нет, так как фермент разрушен.
Нервная система млекопитающих. В отличие от других позвоночных у млекопитающих особого развития достигает передний мозг и его кора, образованная несколькими слоями тел нервных клеток. Кора покрывает весь передний мозг. У большинства видов млекопитающих она образует мозговые складки и извилины с глубокими бороздами (рис. 330). Установлено, что, чем больше складок и извилин, тем сложнее поведение животного. Так, у кроликов с относительно простым поведением кора почти гладкая, а у собак и обезьян, чей головной мозг обладает большим числом извилин и борозд, поведение гораздо сложнее и разнообразнее.
Поведение млекопитающих определяется не только сложными инстинктами, но и высшей нервной деятельностью, связанной с легким и быстрым образованием большого числа условных рефлексов.
У новорожденного детеныша, даже еще слепого и глухого, инстинктивно нашедшего сосок млечной железы матери и глотнувшего несколько капель молока, образуются пищевые рефлексы на тепло и запах тела матери. Теперь он не тычется в тело матери где попало, а безошибочно находит соски. У прозревшего детеныша образуются рефлексы на вид матери, различные другие раздражители, действующие во время сосания молока. У подрастающего зверька, например лисенка, проявляются врожденные ориентировочные рефлексы («Что такое?»). Лисенок увидел принесенную матерью птицу, понюхал ее, вонзил в нее зубы и, почувствовав вкус мяса, стал рвать добычу на части и глотать куски. При этом вкус мяса сочетался с видом, запахом добычи. Позднее у лисенка, увидевшего птицу или почувствовавшего запах мыши, сразу же проявляются пищевой рефлекс и связанные с ним рефлексы охоты. Постепенно у подрастающего лисенка образуется множество условных рефлексов ему быстро находить добычу, ловить ее, избегать опасности. При этом одни приобретенные рефлексы у него образуются, а другие исчезают. Пробегая вблизи стога сена, лисенок услышал писк мышей. Ему удалось здесь насытиться. Через некоторое время мыши в стогу перевелись и рефлекс на вид этого стога будет постепенно угасать.
Лабораторное исследование
Тема. Свойства ферментов
Цель: исследовать свойства ферментов и влияние на них физических факторов.
Оборудование и материалы: небольшие кубики сырой и вареной картошки, пробирки, перекись водорода, который имеет комнатную температуру, перекись водорода из холодильника, учебник. Теоретический минимум в этом исследовании свойства ферментов рассмотрено на примере фермента пероксидазы, содержащегося в клетках картофеля. В случае контакта пероксидазы с гидроген пероксидом происходит разложение пероксида на воду и кислород, который выделяется в виде небольших пузырьков газа.
Ход исследования
1. Возьмите три пробирки и поместите в них небольшие кубики картофеля. В первые две поместите кубики сырого картофеля, а в третью — вареной.
2. Влейте в первую пробирку раствор перекись водорода, который перед этим был охлажден в холодильнике.
3. Наблюдайте, выделяются пузырьки газа. Отметьте интенсивность их выделения.
Пузырьки газа выделяются активно.
4. Влейте во вторую и третью пробирки раствор перекиси водорода который имеет комнатную температуру.
5. Наблюдайте, выделяются пузырьки газа. Отметьте интенсивность их выделения.
Во второй пробирке с сырым карофелем пузырьк образются активно. в третьей пробирке с вареным картофелем пузырьк не наблюдаются
6. Сделайте вывод, в котором укажите результаты наблюдений и объясните, повлияли низкая температура и тепловая обработка на работу фермента пероксидазы.
Фермент каталаза активно расщепляет перекись водорода в сыром картофеле при комнатной температуре. В картофеле, охлажденном в холодильнике, фермент тоже работает, так как при низкой температуре структура фермента, который по химическй природе является белком, не разрушается и фермент работает. Вареный картофель подвергся воздействию высоких температур, а потому фермент каталаза рарушился - денатурировался. В пробирке с вареным картофелем реакции нет, так как фермент разрушен.