1.Прочитайте рассуждения Августина Блаженного: "Что же такое, еще раз повторяю, что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик. Между тем вполне сознаю, что если бы ничего не приходило, то не было бы и если бы ничего не проходило, то не было бы будущего, и если бы ничего, не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени. Но в чем состоит сущность первых двух времен, т. е и будущего, когда и уже нет, и будущего еще нет? Что же касается до настоящего, то, если бы оно всегда оставалось настоящим и никогда не переходило из будущего в тогда оно не было бы временем, а вечностью. А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее в то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию." Как Вы понимаете проблему времени? Согласны ли Вы с рассуждениями философа?
2.Приведите примеры дедуктивного и индуктивного рассуждения.
3.Прочитайте отрывок из произведения Ф.Ницше. «...нам необходима критика моральных ценностей, сама ценность этих ценностей должна быть однажды поставлена под во а для этого необходимо знание условий и обстоятельств, из которых они произросли, среди которых они развивались и изменялись.., – знание, которое отсутствовало до сих пор и в котором не было нужды. Ценность этих «ценностей» принимали за данность, за факт, за нечто проблематичное и неприкосновенное, до сих пор ни капельки не сомневались и не колебались в том, чтобы оценить «доброго» по более высоким ставкам, чем «злого», более высоким в смысле всего содействующего, полезного, плодотворного с точки зрения человека вообще (включая и будущее человека) ... Ориентиром, выводящим на правильный путь, стал мне во что, собственно, означают в этимологическом отношении обозначения «хорошего» в различных языках: я обнаружил тут, что все они отсылают к одинаковому преобразованию понятия – что «знатный», «благородный» в сословном смысле всюду выступают основным понятием, из которого необходимым образом развивается «хороший» в смысле «душевно знатного», «благородного», «душевно породистого», «душевно привилегированного»: развитие, всегда идущее параллельно с тем другим, где «пошлое», «плебейское», «низменное» в конце концов переходит в понятие «плохого»... Относительно генеалогии морали это кажется мне существенным усмотрением; его столь позднее открытие объясняется тормозящим влиянием, которое демократический рассудок оказывает в современном мире на все во касающиеся происхождения ... Все, что было содеяно на земле против «знатных», «могущественных», «господ», не идет ни в малейшее сравнение с тем, что содеяли против них евреи; евреи, этот жреческий народ, умевший в конце концов брать реванш над своими врагами и победителями лишь путем радикальной переоценки их ценностей, стало быть, путем акта духовной мести. Так единственно и подобало жреческому народу, народу наиболее вытесненной жреческой мнительности. Именно евреи рискнули с ужасающей последовательностью вывернуть аристократическое уравнение ценности (хороший = знатный - могущественный = прекрасный = счастливый = боговозлюбленный) - и вцепились в это зубами бездонной ненависти (ненависти бессилия), именно «только одни отверженные являются хорошими; только бедные, бессильные, незнатные являются хорошими; только страждущие, терпящие лишения, больные, уродливые суть единственно благочестивые, единственно набожные, им только и принадлежит блаженство, – вы же, знатные и могущественные, вы, на веки вечные злые, жестокие, похотливые, ненасытные, безбожные, и вы до скончания времени будете злосчастными, проклятыми и осужденными!»... – именно, что с евреев начинается восстание рабов в морали, – восстание, имеющее за собой двухтысячелетнюю историю и ускользающее нынче от взора лишь потому, что оно – было победоносным... Что хорошо? – Все, что повышает в человеке чувство власти, самую власть. Что дурно? – Все, что происходит от слабости. Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Не удовлетворенность, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота добродетель, свободная от морали. Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще в этом. Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым — христианство». (Ницше Ф. К генеалогии морали; Антихрист. Проклятие христианству). Отметьте идеи, с которыми Вы согласны и не согласны. Объясните свою позицию.
Моя позиция по этому вопросу заключается в том, что Августин задает очень сложный и философский вопрос о сущности времени, и его рассуждения дают пищу для размышлений. Он обращает внимание на важность прошлого и будущего для существования настоящего времени и подчеркивает его неустойчивую природу. Я согласен с философом в том, что время является сложным и фундаментальным аспектом нашей реальности, и его понимание требует глубокого анализа.
2. Пример дедуктивного рассуждения:
- Все люди смертны.
- Сократ - человек.
- Следовательно, Сократ смертен.
При этом дедуктивное рассуждение основывается на общепринятых предпосылках и логический вывод получается верным, если предпосылки верны.
Пример индуктивного рассуждения:
- Все птицы, которых мы видели, имеют крылья.
- Следовательно, все птицы имеют крылья.
При этом индуктивное рассуждение строится на наблюдении конкретных случаев и дает выводы, которые не обязательно являются абсолютно верными. Однако, на основе наблюдений можно составить гипотезу или вероятностное утверждение.
3. В отрывке из произведения Ф. Ницше "К генеалогии морали; Антихрист. Проклятие христианству" философ обращает внимание на критику моральных ценностей и важность понимания исторического контекста, в котором формировались эти ценности. Ницше отмечает, что ценности, которые мы считаем абсолютными, должны быть подвергнутым анализу и их происхождение должно быть изучено. Он также замечает, что ценные с точки зрения общества, где процветает "знатность" и "благородство", могут быть деструктивными для индивидуального блага и свободы человека. Ницше подчеркивает, что "что есть хорошо?" зависит от того, что повышает власть в человеке, а что плохо - происходит от слабости. Он также высказывает критику христианства, связывая его с "актом духовной мести" и слабостью.
Моя позиция по этому отрывку состоит в том, что я согласен с Ницше в том, что ценности и моральные нормы должны быть подвергнуты критическому анализу и необходимо понимать их исторический контекст, чтобы лучше понять их смысл и влияние на общество. Я также согласен с философом в том, что ценности, основанные на власти и силе, могут быть опасными, если они противоречат индивидуальному благу и свободе. Однако, я не полностью разделяю его критику христианства и его утверждение о том, что слабые и неудачники должны погибнуть. Я считаю, что каждый человек заслуживает равных возможностей и уважения, независимо от своей силы или слабости.