1. пространственные, или пластические, искусства делят на изобразительные (живопись, скульптура, графика, фотография) и неизобразительные, или тектонические (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн). как вы думаете, почему возможно такое деление? чем эти искусства отличаются друг от друга, а что их объединяет?
2. художник-педагог п. п. чистяков (1832 - 1919) давал своим ученикам такой совет: "старайтесь подойти как можно ближе к натуре - всё ближе и ближе, а как сделаете точь-в-точь, так уж никуда не будет гордиться, потому что искусства-то и не будет". в чём справедливость этих слов? в каком соотношении находятся правда и вымысел в произведениях изобразительного искусства? поясните свой ответ.
3. как вы думаете, почему французский художник э. делакруа (1798 - 1863) называл изобразительные искусства "молчаливыми"? о чём и как "молчаливо" могут рассказать живопись, скульптура и графика?
4. расскажите о и средствах изображения действительности. как влияют на восприятие произведений различных видов изобразительного искусства материалы, техника и размеры? аргументируйте свой ответ.
5. какую роль в произведениях изобразительного искусства играет композиция? каковы её основные правила? что такое перспектива и какие её разновидности вам известны?
6. какое значение имеют колористика и светотеневая моделировка в произведении изобразительного искусства? покажите на известных вам примерах их особую роль в создании художественных образов.
Изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика, фотография) основываются на воспроизведении наблюдаемого мира и передаче его на плоскости или в объеме. Цель таких искусств заключается в передаче эмоций, идей и местоположения объектов в пространстве.
Неизобразительные или тектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) фокусируются на создании функциональных или декоративных объектов. Они не стремятся к репрезентативности и вместо этого придерживаются практических и эстетических целей.
Общими чертами пространственных искусств является использование трехмерного пространства для передачи идей и эмоций. Они могут помогать людям лучше понимать и интерпретировать окружающий мир. Однако изобразительные и неизобразительные искусства имеют разные подходы к этому, а также различные методы и материалы для создания произведений и заключают в себе разные ценности и цели.
2. Совет художника-педагога п. п. Чистякова о приближении к натуре имеет справедливость, так как искусство имеет своей целью не только точное репродуцирование реальности, но также и ее интерпретацию. Искусство имеет возможность передавать настроение, эмоции и идеи, которые не всегда могут быть точно представлены в реальности. Таким образом, точность до мельчайших деталей ограничивает возможности художника для творчества и интерпретации.
В произведениях изобразительного искусства правда и вымысел сосуществуют взаимосвязанно. Художник вступает в диалог с реальностью и натурой, и затем, используя свою фантазию и творческий подход, дополняет и преобразует воспринимаемую реальность, поэтому всякое произведение изобразительного искусства является своеобразным симбиозом реальности и художественной интерпретации.
3. Французский художник Э. Делакруа называл изобразительные искусства "молчаливыми", чтобы подчеркнуть, что они могут передавать идеи и эмоции без использования слов и звуков. Живопись, скульптура и графика имеют способность вызывать чувства и передавать информацию только за счет своих форм, линий, цветов и композиции. Они способны оживить предметы и события, выразить эмоции и воздействовать на эстетическое восприятие зрителей.
4. Материалы, техника и размеры произведений изобразительного искусства играют важную роль в их восприятии. Например, разные материалы могут создавать разные текстуры и оттенки, что воздействует на эстетическую и эмоциональную реакцию зрителя. Техника, используемая художником, определяет способ изображения и манипуляции формой, линией и цветом. Размеры произведений также влияют на их восприятие, так как большие произведения могут создавать более мощный эффект и вовлекать зрителя более глубоко.
5. Композиция играет важную роль в произведениях изобразительного искусства, так как она определяет организацию элементов в рамках произведения. Она позволяет упорядочить и уравновесить элементы и тем самым создает смысловую структуру произведения. Основные правила композиции включают такие элементы, как равновесие, пропорцию, масштаб, кривизну и динамику. Перспектива в изобразительном искусстве используется для создания иллюзии трехмерного пространства и глубины на плоскости. Она позволяет создавать впечатление, что некоторые объекты находятся дальше от наблюдателя, чем другие, и создает эффект пространственной перспективы.
6. Колористика и светотеневая моделировка играют важную роль в произведениях изобразительного искусства. Колористика определяет выбор и сочетание цветов в произведении искусства, что может создавать определенные эмоциональные и эстетические эффекты и помогать художнику выражать свои идеи и интерпретацию. Светотеневая моделировка отображает свет и тени на объектах, придавая им объем и реалистичность. Они позволяют художнику создавать глубину и текстуру, что делает изображение более реалистичным и эмоциональным.
Например, в картине "Мона Лиза" Леонардо да Винчи колористика и светотеневая моделировка помогают создать иллюзию мягкости и глубины лица, а также передать таинственное выражение экспрессии. В скульптуре "Давид" Микеланджело использовал светотеневую моделировку, чтобы создать объемные и реалистичные мускулы на фигуре. Колористика и светотеневая моделировка в этих произведениях создают особую атмосферу и помогают выразить идеи и эмоции художника