1 – В каком году семьёй Третьяковых было куплено здание будущей галереи?
2 – В каком стиле (едином архитектурном оформлении) построены главный дом и пристройки галереи?
3 – Где в здании развешивал П.М. Третьяков первые собранные работы?
4 – Каких веков хранится большая коллекция произведений искусства в историческом здании Государственной Третьяковской галереи?
5 – Какое количество произведений насчитывала коллекция Третьякова на год его смерти?
6 – Какой основополагающий принцип был в формировании Третьяковым коллекции искусства?
7 – Какой день (дата, месяц, год) считается днём рождения Третьяковской галереи?
8 – Для кого Третьяков выстраивал свою галерею?
9 – Перечислите, где и у кого покупал Павел Михайлович работы для формирования коллекции искусства?
10 – Кто автор портрета А.С. Пушкина, который находится в Государственной Третьяковской галерее?
11 – Работы какого автора (пейзажиста) Третьяков разыскивал в Италии?
12 – С кем сравнивали П.М. Третьякова и И.И. Шишкина?
13 – Кто написал портрет самого П.М. Третьякова, который находится в Государственной Третьяковской галерее?
14 – Кому завещал Павел Михайлович свой дом-музей?
15 – В каком году П.М. Третьяков был вынужден совершить прижизненный дар своей коллекции?
1 вопрос
Уже в середине XII в. власть киевских князей стала иметь реальное значение только в пределах самого Киевского княжества, включавшего земли по берегам притоков Днепра — Тетерева, Ирпеня и полуавтономного Поросья, заселенного вассальными от Киева «Черными клобуками». Попытка Ярополка, ставшего после смерти Мстислава I киевским князем, самовластно распоряжаться «отчинами» других князей была решительно пресечена.Несмотря на утрату Киевом общерусского значения, борьба за обладание им продолжалась вплоть до нашествия монголов. Какой-либо очередности в наследовании киевского стола не соблюдалось, и он переходил из рук в руки в зависимости от соотношения сил боровшихся княжеских группировок и, в немалой степени, от отношения к ним со стороны могущественного киевского боярства и «Черных клобуков». В условиях общерус-ской борьбы за Киев местное боярство стремилось к прекращению усобиц, и к политической стабилизации в своем княжестве. Приглашение боярами в 1113 г. Владимира Мономаха в Киев (в обход принятой тогда очередности в наследовании) было прецедентом, использованным в дальнейшем боярами для обоснования своего «права» выбора сильного и угодного им князя и заключения с ним «ряда», ограждавшего их территориально-корпоративные интересы. Нарушавших этот ряд князей бояре устраняли переходом на сторону его соперников или же путем заговора (как, возможно, был отравлен Юрий Долгорукий, свергнут, а затем и убит в 1147 г. во время народного восстания непопулярный среди киевлян Игорь Ольгович Черниговский). По мере втягивания в борьбу за Киев все большего числа князей киевские бояре прибегали к своеобразной системе княжеского дуумвирата, приглашая в Киев соправителями представителей от двух из нескольких соперничавших княжеских группировок, чем на какое-то время достигалось столь необходимое Киевской земле относительное политическое равновесие.
По мере утраты Киевом общерусского значения отдельных правителей сильнейших княжеств, ставших в своих землях «великими», начинает удовлетворять поставление в Киеве их ставленников — «подручников».
Княжеские усобицы из-за Киева превратили Киевскую землю в арену частых военных действий, в ходе которых разорялись города и села, а население угонялось в плен. Жестоким погромам подвергался и сам Киев как со стороны князей, вступавших в него победителями так и тех, кто оставлял его в качестве побежденного и возвращался в свою «отчину». Все это предопределило наметившийся с начала XIII в. постепенный упадок Киевской земли, отлив ее населения в северные и северо-западные районы страны, менее страдавшие от княжеских усобиц и фактически недоступные для половцев. Периоды временного усиления Киева в княжение таких выдающихся политических деятелей и организаторов борьбы с половцами, как Святослав Всеволодич Черниговский (1180—1194 гг.) и Роман Мстиславич Волынский (1202 — 1205 гг.), чередовались с правлением бесцветных, калейдоскопически сменявших друг друга князей. Даниил Романович Галицкий, в руки которого перешел Киев незадолго до взятия его Батыем, уже ограничился назначением в него своего посадника из бояр.
Уходящая ночь еще цеплялась за лохматые кусты и сонные кроны деревьев, когда первые, настырные лучики восходящего солнца уже выталкивали из-за горизонта просыпающийся рассвет. Он, лениво зевая и потягиваясь, расплывался томной негой, словно розовая пенка топленого молока.
Один за другим, вереницей из-за пушистого, фиалкового облака выныривали острые, солнечные лучи. Своим ярким прикосновением, они гасили побледневшие звезды, растворявшиеся в дымке утреннего тумана, который, в свою очередь, плавно опускался вниз и оседал жемчужными россыпями росинок на цветущих лугах и лесных полянах.
Зябко дрожали чудесные, полевые цветы звоном лиловых колокольчиков и трепетом, алеющих в пшеничном поле, маков. Малые птахи и стрекозы пили живительную росу, накопившуюся, в еще не раскрывшихся, бутонах. Озорной ветерок взъерошил кудрявые челки кленов и густые шевелюры могучих дубов. Потом взлетел к облакам и, белыми парусами летящих фрегатов, погнал их к малиновому горизонту.
Нежной мелодией зажурчала мелкая речушка, скользя по маленьким камушкам и перепрыгивая покатые валуны. Она торопилась окунуться в лесное озеро вместе с первым отблеском утренней зари, вспыхнувшей в светлеющем небе багряным пламенем.
Полыхающий рассвет разлился над родными просторами во всем своем величии и великолепии. Он снова разбудил грядущий день, чтобы мы насладились его дарами, красотой и неповторимостью.