Детермини́зм (от лат. determinare — «ограничивать, очерчивать, определять») — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.
Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход истории и человеческой жизни, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).

Многие философские теории детерминизма сводятся к мысли о том, что реальность следует неким предопределённым путём.
На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.
В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.
Детерминизм может пониматься и как фатализм. Противоположностью детерминизма является индетерминизм[2][3].
Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа.
Процесс познания во многом определяется предметом познания.
Предметом естественных наук (физика, химия, биология, геология) являются природные явления. Основным элементом процесса познания в естественных науках является эксперимент.
Гуманитарные науки (экономика, филология, история, психология) занимаются изучением всего, что связано с человеческим обществом. Процесс познания в гуманитарных науках характеризуется ограниченными возможностями для экспериментирования, и, как следствие, бОльшим субъективизмом и нечеткостью в установлении законов науки. Поэтому говорят, что гуманитарные науки менее эмпирические.
Детермини́зм (от лат. determinare — «ограничивать, очерчивать, определять») — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.
Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход истории и человеческой жизни, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).

Многие философские теории детерминизма сводятся к мысли о том, что реальность следует неким предопределённым путём.
На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.
В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.
Детерминизм может пониматься и как фатализм. Противоположностью детерминизма является индетерминизм[2][3].
Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа.
Процесс познания во многом определяется предметом познания.
Предметом естественных наук (физика, химия, биология, геология) являются природные явления. Основным элементом процесса познания в естественных науках является эксперимент.
Гуманитарные науки (экономика, филология, история, психология) занимаются изучением всего, что связано с человеческим обществом. Процесс познания в гуманитарных науках характеризуется ограниченными возможностями для экспериментирования, и, как следствие, бОльшим субъективизмом и нечеткостью в установлении законов науки. Поэтому говорят, что гуманитарные науки менее эмпирические.