10. Жөнөкөй ээ катышкан сүйлөмдү белгилегиле: а) Аба ырайы бузулду.
б) М. Ю. Лермонтов 1814-жылы Москвада туулган.
в) Дилбаян сабаттуу жазылган.
11. Тутумдаш ээ катышкан сүйлөмдү белгилегиле:
а) Мона Лиза пейзаждын фонунда тартылган.
б) Пилдер Африкада жашайт.
в) Жамгыр кечке төктү.
12. Берилген жөнөкөй жана татаал ээлик милдетти аткаруучу сөздөрд
маанисине жараша коюп, сүйлөмдөрдү толуктагыла:
1. 17 жашында аскердик ишин баштаган.
2. Касиеттүү адамдарды дарылап айыктырган.
3. Жер астынан гана эмес, туздуу көлдөрдүн түбүнөн да
алынат.
4
тамак сиңирүүнү жакшыртат.
5
айтылышы уйкаш, үндөш сөздөрдөн ыр сыяктанып ку
ралат. .
Собор Святых Георгия и Максима (Л’Акуила)
Собор расположен в нижней части площади Пьяцца дель Дуомо, самый большой площади в Л'Акуиле. Рядом с храмом находятся палаццо архиепископа, резиденция архиепархии и церковь Святых Душ. Перед собором находится Старый фонтан.
Внешний облик собора менялся со временем из-за разрушений вследствие частых землетрясений в регионе. Храм многократно перестраивался, переходя от оригинального фасада с тремя розами до версии XIX века с портиком в стиле неоклассицизма, построенного в конце XIX — начале XX века.
В нижней части находится один ряд ионических колонн работы Джованни Баттиста Бенедетти, построенных в 1851 году после сноса старого фасада, фронтон на антаблемент, вероятно, был добавлен по архиепископа Луиджи Филиппи до вынужденной приостановки работы в 1860 году. В 1928 году были добавлены две башни-колокольни, по образу церкви Святого Марка в Л'Акуиле, и портал. Две башни содержат двое солнечных часов, а на балюстраде, которая соединяет их, стоит дата завершения строительства фасада — MCMXXVIII. В центре между башнями находится полукруглое окно. Фасад был отделан штукатуркой вместо каменных блоков, который были предусмотрены проектом Бенедетти.
Внутреннее убранство храма было создано в 1711 и 1780 годах в стиле барокко. Собор имеет план латинского креста, структурированный одним длинным нефом (более 70 метров) в окружении приделов, сообщающихся друг с другом.
Справа находится гробница Аньифили, построенная в 1480 году Сильвестро делл'Акуила и перестроенная после землетрясения 1703 года. Она состоит из надгробия с изображением покойного и самого каменного гроба. Слева находится купель, созданная в XV веке Джованни де Реттори.
Среди картин особое внимание заслуживают «Диспут Иисуса среди учителей» (XV - XVI век, Франческо да Монтреале), «Введение во храм Марии» (Баччо Чьярпи) и «Святой Карл среди больных чумой» (1888, Теофил Патини (итал.)русск.). На стыке нефа и трансепта находится купол расписанный Венанцио Машителли. Алтарь украшает образ «Мадонна со святыми Максимом и Георгием» кисти Джероламо Ченатьемпо (итал.)русск.. В своде центрального нефа находится фреска конца XIX века изображающая Святых Максима из Авеи, Бернардина из Сиены, Папы Целестина V и Эквиция (итал.)русск., аббата.