139. Алган билимди корутундулоо көнүгүүсү. 1) Төмөнкү сүйлөм- дөрдү окуп чыгып, баяндоочторун тапкыла, уңгу, мүчөгө ажыраткыла.
2) Үлгү боюнча баяндоочтук милдетти аткарып турган накта этиштерди
атоочтуктарга айландырып, көчүрүп жазгыла. 3) Атоочтуктар жөнүндө
түшүнүк бергиле.
1. Бул маселе чечиле элек. 2. Ушул сөз көп айтыла турган.
3. Окуучулар барыша элек. 4. Балдар китеп окушкан. 5. Мира
бүгүн келер. 6. Акыл-насаат сөздөр көп айтылуучу.
Үлгү: Ал шаардан окуган (этиш, баяндооч). Окуган (кайсы?
атоочтук) балдар тарашты. Балдар тарай элек (этиш, баяндооч).
Тарай элек (кайсы?) балдар тарашты ж.б.
Для начала разберемся с данным текстом и опишем поэтапно решение:
1. В тексте даны три утверждения (пункт 1, 2 и 3) и у нас есть пять предложений (пункты 1, 2, 3, 4 и 5). Нам нужно определить, какие из предложений соответствуют каждому утверждению.
2. Пункт 1 говорит о необходимости прочитать четыре предложения и найти слова, которые описывают умение четко исполнять, далее слышать, подражать, и повторять. Мы должны найти предложение, которое содержит данные слова. Анализируя предложения, мы видим, что только предложение 4 ("Балдар китеп окушкан") отражает содержание пункта 1.
3. Пункт 2 говорит о том, что нужно выполнить действия в соответствии с указаниями по маркерам и направить их соответствующим образом. Мы должны найти предложение, где описаны данные действия. Из предложений 2 ("Ушул сөз көп айтыла турган") и 6 ("Акыл-насаат сөздөр көп айтылуучу") только предложение 2 отражает содержание пункта 2.
4. Пункт 3 говорит о необходимости объяснить понятие атоочтук (определенного вида глаголы) с помощью предложения. Мы должны найти предложение, которое объясняет это понятие. В данном случае только предложение 3 ("Окуучулар барыша элек") отражает содержание пункта 3.
Таким образом, решение задачи будет следующим:
1. Бул маселе чечиле элек - нет вхождения указанных слов ("этиш, баяндооч");
2. Ушул сөз көп айтыла турган - соответствует пункту 2;
3. Окуучулар барыша элек - соответствует пункту 3;
4. Балдар китеп окушкан - соответствует пункту 1;
5. Мира бүгүн келер - нет вхождения указанных слов ("этиш, баяндооч");
6. Акыл-насаат сөздөр көп айтылуучу - нет вхождения указанных слов ("этиш, баяндооч").
Таким образом, предложения, соответствующие пунктам, будут следующими:
Пункт 1: Балдар китеп окушкан;
Пункт 2: Ушул сөз көп айтыла турган;
Пункт 3: Окуучулар барыша элек.