1Практикующее упражнение. Ситуации для анализа По итогам работы за год предприятие выделило для материального
стимулирования бригады наладчиков 10 тысяч рублей. В бригаде 5 человек,
бригадир распределил средства поровну (по 2000 рублей на каждого), чем
вызвал большое недовольство работников и конфликтную ситуацию в
бригаде. Далее представлена характеристика членов бригады:
• Алексей, самый молодой работник, 20 лет. Не женат, увлекается спортом,
музыкой, в отношении карьеры не определился, профессию выбрал случайно.
Полученную работу старается выполнить хорошо, но безынициативен, оценка
работы средняя.
• Борис, молодой рабочий, 25 лет. Из рабочей династии, работает по
призванию. Семья, маленький ребенок. Очень сильны мотивы удачной карьеры,
достижения цели. Инициативен, полностью отдает себя работе, оценка работы
высокая. Имеет большое желание учиться, повышать квалификацию. Его цель в
ближайшей перспективе – стать бригадиром, в дальнейшей – стать вице-
президентом, управляющим корпорацией.
Валерий, рабочий, 40 лет. Семья, двое детей–студентов. Работает
стабильно хорошо, оценка работы высокая. К моральным стимулам равнодушен,
так же как и к карьере. Преимущество отдает материальным стимулам, т.к.
оплачивает учебу детей и частное лечение жены, страдающей хроническим
заболеванием. Свободное время проводит на даче, увлекается садоводством.
Григорий, бригадир, 43 года. Тщеславен, своей карьерой недоволен,
должность бригадира считает не соответствующей своим .
Активно участвует в общественной жизни предприятия, работе клубов,
движений, комитетов. Активно самоутверждается, это отнимает много
времени, поэтому результаты работы средние. Разведен, не испытывает особых
материальных затруднений. Регулярно и с большим желанием повышает
квалификацию на курсах, увлекается туризмом.
Дмитрий, пожилой работник, 3 года до пенсии. Большой профессиональный
опыт, знания, навыки, не снижающаяся физическая активность. Незаменим при
консультировании в сложных ситуациях, но сам физически не может справиться
с их решением. Дети, внуки, жена на пенсии. Главная задача работника – спокойно
доработать до пенсии. Показатели работы средние, является наставником
самого молодого работника, увлекается историей, мемуарами.
Вопросы:
1. Какие мотивационные механизмы нарушены?
2. Какие идеи теории мотивации можно применить в данных
ситуациях?
3. Что следует предпринять, чтобы разрешить создавшиеся
конфликты?
4. Как можно предупредить появление подобных ситуаций на
предприятии?
- Распределение средств поровну без учета индивидуальных потребностей и мотиваций каждого работника нарушает принцип справедливости, что приводит к недовольству и конфликту в бригаде. Это нарушение механизма справедливости и равенства вознаграждения.
- Отсутствие учета индивидуальных потребностей, мотиваций и жизненных обстоятельств каждого работника. Каждый из работников имеет свои мотивы и цели, и неравное распределение средств не учитывает их разнообразие. Это нарушение механизма связи вознаграждения с индивидуальными потребностями и мотивацией.
2. Для разрешения данной ситуации можно применить следующие идеи теории мотивации:
- Теория восприятия справедливости: необходимо пересмотреть принципы распределения вознаграждения в бригаде и учесть индивидуальные особенности каждого работника. Позволить работникам выразить свои предпочтения относительно формы вознаграждения (материальные или моральные стимулы).
- Теория ожидания: провести индивидуальное собеседование с каждым членом бригады для выявления их целей, мотивов и ожиданий от работы. Сделать персональные планы развития и карьерного роста для каждого работника на основе их мотивации.
3. Чтобы разрешить создавшиеся конфликты, следует предпринять следующие действия:
- Провести открытое собрание, где каждый работник сможет высказаться о своих ожиданиях, потребностях и мотивации. Обсудить проблемы и поискать вместе решения.
- Провести индивидуальные беседы с каждым работником для выяснения их потребностей и предлагаемых ими способов решения конфликта.
- Пересмотреть принципы распределения средств и предложить более справедливые и индивидуально ориентированные варианты вознаграждения.
4. Чтобы предотвратить появление подобных ситуаций на предприятии, можно предпринять следующие меры:
- Установить принципы справедливого и индивидуально ориентированного распределения вознаграждения, которые будут применяться во всех бригадах предприятия.
- Систематически проводить анкетирование и собеседование работников для выявления их потребностей и мотивации, и учитывать их в процессе вознаграждения и стимулирования.
- Регулярно проводить тренинги и семинары о мотивации и лидерстве для руководителей и бригадиров, чтобы они могли лучше понимать и учитывать индивидуальные потребности и мотивацию своих подчиненных.
- Поддерживать открытую и доверительную коммуникацию между руководством и работниками, чтобы предотвратить накопление недовольства и конфликтов.