2. Арстан деген сөздүн өтмө мааниде колдонулган сүйлөм: а) Арстан катуу качырат, жумшак алат.
б) Арстан алганына кубанбай, чалганына кубанат.
в) Арстан Манас баатырың, качырып кирди дейт.
г) Арстан арылдап качырды.
3. Көп маанилүү сөздөр:
а) дептер, жаздык,китеп б) көз, баш, түп
в) арча, алтын, алма г) күн, ак, суу
4. Тактоочтук синонимдер:
а) мушта, чап, ур, сок б) мыкты, сонун, сылык, кичипейил
в) көңүл, ниет, пейил, тилек г) тез, бат, дароо, ылдам
5) Шайыр деген сөздүн антоними:
а) өткүр б) түнт в) ачык г) күлкүчү
6. Туура жазылган сөздөр:
а) отузча, тузсуз, качты б) кашты, сөссүз, отусча
в) чынбы, комусчу, туссуз г) жыгашчы, чымбы, ушчул
7. Биттин ичегисине кан куйган деген фразеологизмдин мааниси:
а) кичинекей б) ачулуу в) жоош г) тың
8. Абстрактуу маанидеги сөздөр:
а) китеп, өлкө, мамлекет б) гүл, таш, алма
в) өмүр, ой, кыял г) көйнөк, чана, чака
9. Биз сабакка бүгүн эрте келдик. Сүйлөмдөгү асты сызылган сөздөр сан жана жак менен ээрчиши:
а) I жак, жекелик сан б) I жак, көптүк сан
в) II жак, көптүк сан в) III жак, көптүк сан
10. Эл ичи - алтын бешик. Макалдын тематикасы:
а) сүйүү жөнүндө б) мекен жөнүндө
в) эмгек жөнүндө г) илим-билим жөнүндө
11. Татаал сөз:
а) жашыл жалбырак б) көк жалбырак 19
в) кичинекей жалбырак г) бака жалбырак
12. Кош сөздөр:
а) жекеме-жеке б) кышкы түн
в) алыскы айыл в) узак убакыт
13. Бириккен сөздөр:
а) малчы, өнөрпоз, ишкер б) районо, профсоюз, филфак
б) окуу жай, Жогорку Кеңеш г) бүгүн, быйыл, баратат
14. Расмий иш кагаздары:
а) токтом, арыз, устав б) тил кат, ишеним кат, өмүр баян
в) мыйзам, токтом, буйрук г) кулактандыруу, устав, түшүнүк кат
15. Илимий стилге мүнөздүүтил каражаттар:
а) тапшырылсын, андай болсо, болуп саналат.
б) буйрук кылам, токтом чыгарат.
в) айланайын, ойлонсоң боло.
г) эгерде, андай болсо, болуп саналат.
16. Класс деген сөзгө – сыз мүчөсү улангандагы сөздүн жазылышы:
а) үч үнсүз тең жазылат б) бир эле үнсүз жазылыт
в) эки үнсүз эле жазылат г) мындай сөздөр кездешпейт
17. Төмөнкү сөздөрдүн туура жазылышы:
а) Чоң Сары Ой, Шамалды Сай, Чоң Муз Төр, Базар Коргон
б) Чоңсарыой, Шамалдысай, Чоңмузтөр, Базаркоргон
в) Чоң-Сары-Ой, Шамалды-Сай, Чоң-Муз-Төр, Базар-Коргон
г) Чоң-Сарой, Шамалдсай, Чоңмуз-Төр, Базар-Коргон
18. Бектур Асанаалынын ата… туу…ы болот. Сүйлөмдөгү кош чекиттердин ордуна келүүчү сөз жасоочу мүчөлөр:
а) –сынын, -ганы б) –лаш, ган
в) –сына, -ган г) – жөндөмө мүчөсү
19. Кайгырган маанини туюнткан фразеологизм:
а) ичинен сызуу б) кабагы ачылбоо
в) каны кайноо г) жаны кашаю
20. Уркуя ак боз жоргосуна камчы басты. Алды сызылган сөздүн жөндөлүшү:
а) биринчи жөндөлүштө б) экинчи жөндөлүштө
в) табыш жөндөмөсүндө г) барыш жөндөмөсүндө
Существует множество традиций в Казахстане, причем многие из них характерны не для всего Казахстана, а только для его народа
Семейные отношения Править
См. также: Родство у казахов
В казахской юрте, 1911
Уважение к старшим.[4]
Принцип «семи предков» — институт родственных связей[5]
По семейным обычаям воспитанием каждого сына занимались разные люди.
Старший сын отправлялся на воспитание бабушке и дедушке.
Младший сын оставался у родителей и впоследствии обязывался всей семье.
Средний сын становился воином. Он обучался фехтованию, стрельбе из лука и пр.
Казах считал своим «немере»(внуком) только того, кто рождался от сына.
Ребенок дочери назывался «жиеном».
Рождённого от «немере» (прямого внука) называли «шөбере» (правнук),
Рождённого от «шөбере» (правнук) называли — «шөпшеком» (праправнуком, что означает крохотный, маленький).
Сына «шопшека» (праправнука) было принято называть «немене»(непонятный)
потомство «немене» (непонятный) называлось «туажатом» (рождённый быть чужим).
«бесікке салу» — укладка новорожденного в люльку
«кыркынан шыгару», что дословно означает «выход из сорокодневного возраста»[6]
«тұсау кесу» — первые шаги ребёнка
В юрту, где ребёнок делал свой первый шаг, звали самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные верёвки, опутывающие ножки ребёнка.
Атка отырғызу — это посадка на лошадь с передачей в руки плетки и копья
Создания родовых кладбищ — кладбища, захоронения на которых производятся по родовой, жузовой принадлежности.[5]
Обряд обрезания Править
Обряд обрезания
проводится в 5-6 лет
в юрте или в поликлинике, что делают в настоящее время.
муллой или врачам на данный момент
после щедро вознаграждается родителями ребёнка
потом родители должны сделать «той» (праздник).
Брак Править
Основная статья: Казахские свадебные обряды
Смотрины невесты (Беташар)
Брак
«Солдат» — запрещается брак между представителями одного рода до седьмого колена либо живущие на территории, не разделенной семью реками
Поэтому каждый казах должен был знать свою родословную хотя бы до седьмого предка
Девушек выдавали замуж в 11—13 лет, сыновей женили в 13—14 лет.(старые традиции)
Бастаңғы — угощение, устраивалось обычно девушкой «на выданье» («бой жеткен қыз») для своих сверстниц, молодых женщин, по случаю отъезда кого-нибудь из старших членов семьи (например, родителей). Угощение сопровождалось различными играми, развлечениями. Участники вечеринки пели песни, читали стихи, разгадывали загадки и т. д.
считается, что ранние браки удержанию молодежи от непристойных поступков
Юноша просил согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.
законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты
часто невеста не знала своего суженого, но их родители были в дружбе.
Сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями.
Родственники юноши везли кольцо, два платка и два отреза на платье.
В доме невесты резали барана и готовили из него сорпу.
Родственница жениха надевала на безымянный палец невесты кольцо.
За смотрины (Беташар) будущей невесты, с гостей брали выкуп.
Обручение — особый день, после которого никакая из сторон не имеет права расстроить .
вечером в комнату, где сидят гости, вводили невесту в сопровождении снохи
Сноха жениха надевала на невесту кольцо, ожерелье и серьги
Певец играет на «сазе» или «домбре» поет обрядовые песни «той бастар».
Танцевать могут все.
День свадьбы назначают Аксакалы аула
В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки и остаются до утра.
Утром для соседей накрывали столы во дворе.
Родственники жениха и невесты танцуют и ждут главное угощение — ас
Невесту вводили во двор дома под пение.
Впереди должен был идти один из родственников невесты.
Именно родной брат невесты обвязывал пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
Невесте давали проститься с родителями и увозили.
Невеста всё время праздника должна была находиться в отдельной комнате вместе со снохой, до самой брачной ночи.
Только на следующее утро невесту с прикрытым лицом выводили в главную комнату.
Лицо новобрачной открывали и требовали склонить голову в знак уважения.
«Беташар» — особая песня, исполняемая хором предназначена для данной ситуации.
Снохи держа молодую за руки выводили её во двор, где её с песнями встречал жених с друзьями.
Гостеприимство Править
Казахи очень гостеприимный народ, прием гостей является особо важным для них мероприятием. С давних времен в традициях казахов
Гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме. Сейчас же не очень почетают гостей.В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем — чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины — казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. все
Систе́ма координа́т — комплекс определений, реализующий метод координат, то есть определять положение и перемещение точки или тела с чисел или других символов. Совокупность чисел, определяющих положение конкретной точки, называется координатами этой точки.
В математике координаты — совокупность чисел, сопоставленных точкам многообразия в некоторой карте определённого атласа.
В элементарной геометрии координаты — величины, определяющие положение точки на плоскости и в пространстве. На плоскости положение точки чаще всего определяется расстояниями от двух прямых (координатных осей), пересекающихся в одной точке (начале координат) под прямым углом; одна из координат называется ординатой, а другая — абсциссой. В пространстве по системе Декарта положение точки определяется расстояниями от трёх плоскостей координат, пересекающихся в одной точке под прямыми углами друг к другу, или сферическими координатами, где начало координат находится в центре сферы.
В географии координаты выбираются как (приближённо) сферическая система координат — широта, долгота и высота над известным общим уровнем (например, океана). См. Географические координаты.
В астрономии небесные координаты — упорядоченная пара угловых величин (например, прямое восхождение и склонение), с которых определяют положение светил и вс точек на небесной сфере. В астрономии употребляют различные системы небесных координат. Каждая из них по существу представляет собой сферическую систему координат (без радиальной координаты) с соответствующим образом выбранной фундаментальной плоскостью и началом отсчёта. В зависимости от выбора фундаментальной плоскости система небесных координат называется горизонтальной (плоскость горизонта), экваториальной (плоскость экватора), эклиптической (плоскость эклиптики) или галактической (галактическая плоскость).
Наиболее используемая система координат — прямоугольная система координат (также известная как декартова система координат).
Координаты на плоскости и в пространстве можно вводить бесконечным числом разных . Решая ту или иную математическую или физическую задачу методом координат, можно использовать различные координатные системы, выбирая ту из них, в которой задача решается проще или удобнее в данном конкретном случае. Известным обобщением системы координат являются системы отсчёта и системы референции.
ВОТЬ 5 Б