2. Сарыарқа төрінен кімдер шыққан?
3. Берілген мақал-мәтелдердің қайсысы мәтін мазмұнына сәйкес келеді?
А) Әке балаға сыны
В) Әкеге қарап -рт өсер.
Анаға қарап -Қыз өсер
С) Айлалы батыр алдырмас.
Д) Туған жер – алтын бесік.
4. Берілген сөздердің синонимін мәтіннен тауып жазыңыз.
a. Kepener
в. сазгер
с, еліне
5. Мәтін мазмұнын ретімен орналастырыңыз.
Реті
Оқиғалар
Қазақтың тұңғыш ғарышкері Т.Әубәкіров сияқты атақты адамдар
Сарыарқаның атын шығарған
Сарыарқаның төсінде соғатын самал жел есіп қоя бергенде, өзіңді тамаша
күйде сезінесің.
Сарыарқа Қазақстанның ұлан-ғайыр жерін алып жатыр.
Табигат адам жанына жылулық, сұлулық омiрiше мол сыйлайды.
Визуальный. Материал изо льна имеет блестящий вид, тогда как хлопчатобумажные ткани отличаются матовой поверхностью.
Тактильный. Льняные ткани являются довольно жесткими и вызывают легкий холод при соприкосновении с телом.
На разрыв. Для проведения исследования необходимо извлечь нить и разорвать ее. Нить льняного происхождения получит остроконечный вид. В случае с хлопком на конце нитки остается пушистая кисточка из коротких и ровных волокон.
Смятие. Возьмите нить в руку и сомкните её в кулак на несколько секунд. На льняной нити образуется больше складок в сравнении с хлопчатобумажной.
Горение. Подпалите ткань и подождите несколько секунд. Материал на льняной основе практически не источает запаха, тогда как хлопок дымит и имеет резкий запах.
Цвет. Натуральные льняные ткани без красителей выпускаются в трех вариациях – слоновая кость, светло-коричневая кора и оттенки серого цвета.
Основные идеи даосизма:
• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»);
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»);
• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;
• познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» — первоначалом, послушании императору и близости к нему;
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.
Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э.
Главным источником учения является произведение Лунь Юй(«Беседы и суждения»).
Конфуцианское золотое правилоповедения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.
Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник(руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
• управлять на основе добродетели («бадао»);
• обладать необходимыми знаниями;
• верно, служить стране, быть патриотом;
• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
• быть благородным;
• делать только добро государству и окружающим;
• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В свою очередь, подчиненный должен:
• быть лояльным по отношению к руководителю;
• проявлять старание в работе;
• постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя).Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма: как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.
Основными постулатами легизма являются следующие:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.