4. Текстти окуп, айрым сөздөрдү ат атоочко айландыргыла. ОКУУ ЖЫЛЫ БАШТАЛГАНДА
Индияда окуу жылы июнь айында башталат. Бул күнү мугалим-
дер окуучуларга эң кызыктуу элдик легендалардан айтып беришет.
Ата-энелер мугалимдерди жаңы окуу жылы менен куттукташат.
Мугалимдердин моюндарына гүл гирляндаларын илишет.
Японияда апрель айында, алчалар гүлдөгөндө окуу башталат.
Мектепке окуучулар эшик алдына бут кийимдерин чечип
киришет. Ал эми Кытайда окуучулар окууга кыпкызыл
бажырайган гүлдестелерди алып келишет. Окуу дене тарбия
сабагынан башталат. Германияда болсо бул күнү балдар түркүн
таттуу салынган баштыкчаларды белекке алып, абдан кубанышат.
Финляндияда окуучулар жыл аягына чейин мектеп эмеректерин
булгабай, сындырбай таза сактоого сөз беришет. Эгерде ант
аткарылбаса, айып төлөнөт.
? 1. Окуу жылы Индияда качан башталат?
2. Мугалимдер окуучуларга эмнелерди айтып беришет?
3. Ата-энелер мугалимдерди кантип куттукташат?
4. Окуу кайсы өлкөдө алча гүлдөгөндө башталат экен?
5. Германияда балдар белекке эмне алышат?
6. Финляндияда окуучулар кандай ант беришет?
В борьбе в итоге победила церковь потому, что она была более централизована, а светская власть наоборот всё сильнее дробилась. Римские папы играли на противоречиях правителей с их вассалами и обычно выходили победителями. Когда королевства стали более централизованными, они одно за другим отказывались повиноваться папе в более или менее открытой форме и обычно выходили из противостояния победителями.
В письме к редактору журнала «Исторический вестник» в апреле 1887 года он пишет: «...я советовал бы присоединить к тем двум («Кадетский монастырь» и «Скоморох». — Л. К. ) еще погибавшего» из «Русской мысли» , ибо он тоже относится к «праведникам», — не велик, довольно всем нравится и нигде, кроме московского журнала, неизвестен.. . Мне бы очень хотелось, чтобы все эти добряки собрались вместе, и это как раз составит томик («Кадетский монастырь» , «Скоморох» и «Погибавший...»)» .
Последний вариант названия рассказа — « Человек на часах » (« Человек на часах (1839 г.)» ) -— придал ему более широкий, обобщающий смысл, точнее выразил направленность произведения : у Лескова это не простое описание заурядного случая из жизни большого города, а постановка и своеобразное решение философской проблемы — человек и его долг.
Хроникальная форма рассказа (упоминание исторических лиц — Свиньина, Миллера, императора, митрополита и других, а также указание на год и даже на время года, когда произошли описываемые события: «зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге») , является, с одной стороны, привычным для писателя средством художественного изображения, придающим видимость исторической достоверности, а с другой — призвана отвлечь внимание цензуры от актуального характера произведения.
Событие, о котором говорится в рассказе, по словам писателя, «трогательно и ужасно» , хотя ни один из его участников не лишается жизни.
«Ужас» случившегося заключается в том, что из-за бездушия существовавших в то время законов попрано и унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению писателя, едва ли не хуже самой смерти.
Торжество неправды и зла благословляет «владыко» , в образе которого Лесков не просто скопировал портрет митрополита Филарета Дроздова, а сатирически изобразил тип церковнослужителя — ханжи и при Неполная истина не есть ложь», — утешает «владыко» подполковника Свиньина. «Воину претерпеть за свой подвиг унижения и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком» .
Сам же писатель на стороне униженных. Он не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради тонущего в реке человека. Проясняя идею рассказа, Лесков в заключении говорит о том, что он имел в виду «тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было» .