[5]
4.(а) Қазақстан Республикасындағы экологиялық мәселелерді атаңыз. (кемінде екеу)
[2]
(b) (і) Cіздің аймағыңызда аталған экологиялық мәселелердің қайсысы кездеседі?
[1]
(іі) Өз аймағыңыздың экологиялық мәселелерін шешудің жолдарын ұсыныңыз.
[2]
5. Табиғатты қорғауда Қызыл кітаптың маңыздылығын жазыңыз не понимаю
Государственный Музей Истории Узбекистана находится в Ташкенте и так же, как и Государственный музей природы Узбекистана, является старейшим музеем Средней Азии и Ташкента, ведущим свою родословную от Народного музея Туркестана.
Государственный Музей Истории Узбекистана был основан 12 июля 1876 года в качестве Народного Музея Туркестана, созданного в Ташкенте в 1876 году по инициативе русских учёных — членов Туркестанского отделения Московского общества любителей природоведения, антропологии и этнографии. В короткое время с момента своего создания музей сумел пополнить не только свою главную экспозицию, но также и подготовил и провел ряд международных выставок: в Париже (в 1900 году) и в Милане (в 1906 году). Также музей открытию музеев в Самарканде (1896 год) и в Фергане (1899 год).
С февраля 1919 года музей стал называться Государственный Музей Туркестана, а позже получил название Главный Центрально-Азиатский музей.
На протяжении XX века музей неоднократно менял своё название и местонахождение. В настоящее время Государственный Музей Истории Узбекистана располагается в здании на проспекте Рашидова, которое специально было построено в 1970 году для созданного в Ташкенте музея Ленина.
или
Краеведческий музей Каракалпакстана, в городе Нукус – это один из старейших музеев всей Центральной Азии. История музея насчитывает около 80 лет, а его экспозиции поистине уникальны и интересны.
На сегодняшний день музей насчитывает более 56 тысяч экспонатов, среди которых есть действительно ценные и редкие, например, чучело последнего туранского тигра, вымершего вида. Экспонаты постоянно пополняются, благодаря археологическим раскопкам, а также сотрудничеству с университетами и академиями.
Всего в музее насчитывается 21 зал, все они разделены по тематикам: природа, археология, этнография и современная история края. Очень интересны залы природы, они пользуются особой популярностью у детей и дают представление о флоре и фауне республики. Отдел археологии содержит макеты древних городищ и предметы, найденные на раскопках. Интереснейшая – экспозиция народных умельцев, с вышивками, ткаными коврами, ювелирными изделиями, музыкальными инструментами. Представлено здесь и традиционное жилище местного населения – каракалпакская юрта.
Олесь небайдужий (не проходить мимо, допомагає), добрий та співчутливий (підпер у лісі вмираючу сосну, просить діда не перевантажувати коня), доброзичливий та сердечний (залишив шишку для дятла), не байдужий до чужого болю (плаче, бо щука з'їла пліточку), любить тварин (намагається врятувати пліточку, обороняє коня), слухняний (йде узимку до школи бором), не тримає зла й уміє прощати (зворушений від примирення з Федьком Тойкалом), товариський (за пиріжок і теплі слова однокласника віддячує усім, що має у кишенях), старанний (гарно вчиться, є відмінником), творчий (любить малювати), допитливий (приглядається до природи ігає, ніби дослідник, розпитується про тварин), вміє фантазувати (річка – це безтурботна хата, дерева біжать навипередки з Олесем), мрійний (сняться казки, де добро перемагає зло), тонко відчуває несправедливість і чесний (не погоджується з настановами діда, засмучений, бо дід його не розуміє). Наївно по-дитячому протестує проти несправедливості (утікає з уроку малювання, не вечеряє з дідом).