7 нче сыйныф өчен әдәбияттан йомгаклау тесты.
1. Дастанга хас сыйфатлар?
а) икеьюллык строфалардан – бәетләрдән төзелә, рифмалардан соң рәдиф кабатланып килә, уртача күләме 5 - 12 строфадан тора, ахырында автор үзенең исемен яки кушаматын куллана.
ә) башта 3 юлы үзара рифмалашкан, дүртенче юлы рифмасыз дүртьюллыклар, һәр строфа имди сүзенә төгәлләнә;
б) лиро-эпик характердагы әдәби әсәр. Анда вакыйга-хәлләр уй-кичерешләр белән үрелеп бара. Кагыйдә буларак әкияти сюжетлар, легенда-риваятьләр эшкәртелә, хыялый һәм чынбарлык күренешләре үзара үрелеп бара.
2.Г. Тукай яшәгән урыннарның хронологик тәртибе:
А) Өчиле-Kазан-Җаек-Kушлавыч-Kазан.
Ә)Kушлавыч-өчиле-Kазанның Яңа бистәсе-Өчиле-Kырлай-Җаек-Kазан.
Б)Kушлавыч-Җаек-Kазан-Өчиле-Kазан.
3. Һади Такташның туган җирен дөрес билгелә.
А) Мордва Республикасы Торбеев районы Сыркыды авылы;
Ә) Мари Республикасы Торбе-ев районы Сыркыды авылы.
4.Ш. Kамалның "Акчарлаклар" повестында "акчарлаклар" образы нәрсәне белдерә?
А) Бәхет эзләүче кешеләр. Ә) Деталь функциясендә килә. Б) Диңгез кошлары.
5) Г. Исхакыйның "Сөннәтче бабай" әсәре нинди жанрда иҗат ителгән?
А) Роман. Ә)Хикәя. Б)Драма. В) Повесть.
6)Хикәя әдәбиятның кайсы төренә карый?
А)лирик; Ә) эпик: Б) драматик.
7. «Җан Баевич» әсәренең жанры:
А) комедия: Ә) драма; Б) трагедия
8. «Җан Баевич» әсәрендәге төп герой:
А) Шакирҗан Ә) Закир Б) Әнвәр.
9. «Мокамай» әсәрендәге геройның чын исеме:
А) Мөхәммәтҗан: Ә) Мөхәммәтзакир; Б) Мөхәммәтгазиз.
10.Сибгат Хәким ул-
А)прозаик Ә) драматург Б) шагыйрь
11. Ул тәрбияләп үстерә. Барасына да яхшы белем бирә.Ләкин гомеренең соңгы көннәрендә балалары аның соңгы теләкләрен тыңламыйлар . Сүз кем турында бара ? Әсәрнең исеме, авторы. ( )
12. “Кызыл чәчәкләр” әсәренең авторын, жанрын языгыз. ( )
ответ:
средний каменный век (мезолит) охватывает период 12—5 тысячелетий до н.э. в казахстане памятников эпохи мезолита обнаружено немного. в конце палеолита и в начале мезолита произошли значительные природно-климатические изменения. ранее покрывавший поверхность земли лед наконец- то растаял. под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа. в эпоху мезолита одной из главных особенностей стало появление микролитов - мелких каменных орудий труда первобытного человека, которые имели длину 1-2 сантиметра. в основном микролиты - это тонкие каменные пластины, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных, деревянных или роговых орудиях эпохи мезолита. еще одной особенностью мезолита является изобретение лука и стрел. лук позволил людям охотиться на мелкую дичь с дальнего расстояния. по сравнению с копьем лук повысил знание охоты в жизни родовой общины. охота превратилась в основное занятие древних людей, так как в эпоху мезолита, исчезли такие крупные животные, как мамонт,шерстистый носорог, а также крупные стадные животные. раньше их было легко добыть, загнав в ямы и загоны. теперь следовало научиться охотиться на осторожных и ловких, в основном одиночных животных, таких как олень, кабан. лук же позволил людям охотиться на мелкую дичь.
в эпоху мезолита люди не жили подолгу в одном месте. они вынуждены были менять места своего обитания, следуя за мигрировавшими животными, которые постоянно искали богатые травами пастбища. мезолитические охотники жили по берегам рек иртыш, есиль (ишим), тобол,торгай, жайык (урал). в казахстане известны более 20 мезолитических стоянок. ввиду того, что мезолитические охотники не жили подолгу на одном месте, их жилища тоже не были постоянными. они сооружали себе жилища из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. основания таких жилищ глубоко вкапывались в землю, а площадь их составляла 40-60 квадратных метров. остатки подобного жилища были обнаружены на берегу реки есиль (ишим). в 8 тысячелетии до н.э. на всей территории казахстана установился благоприятный климат. резкое потепление не требовало теперь, как ранее, строительства теплых жилищ. ученые считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми начался процесс диких животных и окультуривания некоторых растений. в эпоху мезолита окрепла родовая община. роды постепенно объединялись в племена. возниклоразделение труда между мужчинами и женщинами. теперь мужчины охотились на зверей, а женщины занимались собирательством. в общине все члены рода были равноправны. обязанности распределялись в зависимости от возраста членов общины. в роду четко делились по возрастному признаку на взрослых, стариков и детей. старики были хранителями традиций, обычаев, мудрыми наставниками. взрослые добывали пропитание, строили жилища, охраняли род от внешних врагов. дети получали по потребности пищу и одежду, однако не могли участвовать в общественной жизни общины. переход детей в сообщество взрослых осуществлялся при специальных обрядов - инициации. мальчики испытывались в охоте, в натягивании лука, меткости стрельбы из него, а девочки - в ведении хозяйства, в приготовлении пищи. обычно к таким испытаниям дети подготавливались с малых лет.
возникновение земледелия и скотоводства. около 10 тысяч лет назад люди стали заниматься земледелием. ученые считают, что первоначально земледелие было занятием женщин. в то время, когда мужчины охотились, женщины были занять: сбором дикорастущих растений, их плодов и кореньев. возможно, однажды они заметили, что упавшее на землю семя дало на следующее лето исходы, а затем и плоды. развитие собирательства к возникновению примитивного земледелия. люди стали высевать дикие растения. древние люди обрабатывали землю палкой- копалкой. затем была придумана мотыга с каменным основанием. также люди изобрели простейший серп и зернотерку из камня. постепенно научились сортировать различные виды растений. выбирая лучшие семена и создавая для растений благоприятные условия (поливая их), стали получать хорошие урожаи. обработка земли мотыгой требовала большого труда, тем не менее земледелие приносило постоянные урожаи и обеспечивало людей пропитанием. из занятия охотой возникло скотоводство.представьте, что охотники поймали на охоте маленьких козлят и ягнят! их было жалко убивать. люди стали строить специальные загоны для них, где они содержались и подрастали. таким образом были приручены овца, коза, корова, свинья, лошадь. возле поселений древних людей всегда обитали дикие собаки, питавшиеся отбросами и остатками пищи людей. при приближении к поселению диких зверей они воем и лаем людей. человек приручил собаку. она стала незаменимым древнего человека при охоте. собакибыстро находили зверя и способствовали удачной охоте. люди вкладывали много труда и терпения для и выращивания прирученных животных.
ответ: бечевка
Объяснение:
Котёнок в доме всегда является источником радости и позитива, но важно не забывать, что у питомца есть собственные потребности. К примеру, своевременно приобретённая когтеточка не только мебель и покрытие стен от острых кошачьих когтей, но и, безусловно, порадует котёнка. Кроме того, не стоит забывать, что при из дерева и прочной верёвки можно без труда изготовить самостоятельно. Изготовление когтеточки В специализированных магазинах для животных можно найти самые разнообразные конструкции для заточки когтей – накладные, угловые, в виде лабиринтов или столбиков. Но сделанная самостоятельно когтеточка имеет ряд преимуществ: Экономия средств, поскольку собственноручная конструкция обойдётся в несколько раз дешевле, чем купленная в магазине. Для изготовления и декорирования можно брать любые материалы, с учётом того, что впишется в ваш интерьер. Если постараться, можно сконструировать целый игровой комплекс с разнообразными столбиками, полочками и переходами. Такие лабиринты довольно сложно отыскать в магазине. Детали конструкции можно подогнать под габариты питомца. готово! Удачи автору заданного во