проблема жизни и смерти связана с переживаниями человеком своего собственного пребывания в мире. двойственная (биологическая и социальная) природа человека обуславливает то, что он рождается как бы дважды. в начале как биологическое существо (индивид), а затем как социальное (личность). поэтому философы и смерть рассматривают не только как природное, но и как социальное явление
тема смерти является ведущей в любой религии, поскольку именно с позиций ее неизбежности выявляются смысл и ценности земного существования человека. достаточно вспомнить о реинкарнации, колесе смерти-жизни и карме во многих восточных религиозно-философских системах. в христианском понимании сама смерть есть переход к новой вечной жизни ("смертью смерть поправ"). в материалистической традиции смерть представлялась как полное или частичное растворение в природе. но то, что земная сознательная жизнь — это только краткий миг на фоне чего-то бесконечного и неизвестного ("дар бесценный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? "(p.s. цитата из стихотворения а.с. пушкина "не напрасно, не случайно" и то, что смерть, в конечном счете, уравнивает всех людей, являлись общепринятыми.
познание жизни стало одной из главных , к решению которых человек приступил с момента своего осознанного существования. однако при всей очевидности и наглядности феномена жизни - познание сущности жизни, ее критериев, закономерностей развития, оказалось делом чрезвычайно сложным. показателем этой сложности служит факт, что до сих пор современная биология не смогла дать научного определения жизни. но у философов и ученых выработалось представление о качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у микроорганизмов, растений, насекомых, пресмыкающихся и животных, включая человека. эти общие свойства и являются главными признаками жизни, отличающими ее от неживой материи. рассмотрим основные признаки жизни.
осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и к смерти. эта тема занимает центральное место во всей культуре человечества. мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а так же со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.
поисками ответа на этот вопрос занимаются многочисленные направления философии. философия, если она не является догматической, аппелирует(обращение за советом, поддержкой)прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные и усилия. философия человеку, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в этих поисках.
проблема жизни и смерти связана с переживаниями человеком своего собственного пребывания в мире. двойственная (биологическая и социальная) природа человека обуславливает то, что он рождается как бы дважды. в начале как биологическое существо (индивид), а затем как социальное (личность). поэтому философы и смерть рассматривают не только как природное, но и как социальное явление
тема смерти является ведущей в любой религии, поскольку именно с позиций ее неизбежности выявляются смысл и ценности земного существования человека. достаточно вспомнить о реинкарнации, колесе смерти-жизни и карме во многих восточных религиозно-философских системах. в христианском понимании сама смерть есть переход к новой вечной жизни ("смертью смерть поправ"). в материалистической традиции смерть представлялась как полное или частичное растворение в природе. но то, что земная сознательная жизнь — это только краткий миг на фоне чего-то бесконечного и неизвестного ("дар бесценный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? "(p.s. цитата из стихотворения а.с. пушкина "не напрасно, не случайно" и то, что смерть, в конечном счете, уравнивает всех людей, являлись общепринятыми.
познание жизни стало одной из главных , к решению которых человек приступил с момента своего осознанного существования. однако при всей очевидности и наглядности феномена жизни - познание сущности жизни, ее критериев, закономерностей развития, оказалось делом чрезвычайно сложным. показателем этой сложности служит факт, что до сих пор современная биология не смогла дать научного определения жизни. но у философов и ученых выработалось представление о качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у микроорганизмов, растений, насекомых, пресмыкающихся и животных, включая человека. эти общие свойства и являются главными признаками жизни, отличающими ее от неживой материи. рассмотрим основные признаки жизни.
осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и к смерти. эта тема занимает центральное место во всей культуре человечества. мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а так же со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.
поисками ответа на этот вопрос занимаются многочисленные направления философии. философия, если она не является догматической, аппелирует(обращение за советом, поддержкой)прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные и усилия. философия человеку, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в этих поисках.
1. Определите, к какому направлению современной философии можно
отнести следующее утверждение «Философия — это логика науки»:
a) герменевтика
b) экзистенциализм
c) неопозитивизм
d) неотомизм
e) постмодернизм
f) позитивизм
2. Укажите, какая философская проблема является существенной для
неопозитивизма:
a) язык науки
b) эмоционально-духовной жизни человека
c) верификации
d) истины и веры
e) эстетического
f) обыденного языка
3. Эмпириокритицизм – это:
a) то же, что и неопозитивизм
b) особое философское направление
c) вторая стадия позитивизма
d) еще одно название позитивизма
4. Направление современной западной философии, ориентированное на
религиозное мировоззрение:
a) экзистенциализм
b) неопозитивизм
c) неотомизм
d) герменевтика
e) постмодернизм
5. Психоанализ – это:
a) часть психотерапии
b) врачебный метод исследования психики человека
c) современное философско-психологическое учение
d) все названное
6. Основателем психоаналитической философии является:
a) К. Юнг
b) А. Адлер
c) З. Фрейд
d) Э. Фромм
7. Укажите наиболее характерные черты:
а) экзистенциализма б) позитивизма
1. мировоззренческий нигилизм – б
2. внимание к проблеме истины в познании – б
3. антропоцентризм – а
4. внимание к проблемам чувственно-практического опыта – б
5. интерес к проблемам критерия истины – б
6. трагизм – а
8. Укажите наиболее характерные черты:
а) экзистенциализма б) позитивизма
1.эмпиризм – б
2.проблема свободы, как важнейшая – а
3.интерес к анализу языка – б
4.интерес к проблемам логики – б
5.утверждение уникальности человеческого бытия – а
6.рационализм – б
9. «Герменевтика» - это:
a) искусство истолкования текстов
b) эпоха становления германской оппозиции
c) фигурное письмо
d) натуралистическая мифология
10. В основе экзистенциализма находится учение о (об)
а) ценностях человеческого общества
b) законах объективного мира
c) человеческом существовании
d) общественном прогрессе
11. Укажите, какое философское направление определяют эти имена: Ж.П.
Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер:
а) неогегельянство
b) экзистенциализм
c) неотомизм
d) позитивизм
e) неокантианство
12. К. Ясперс – это:
a) представитель современного марксизма
b) один из основоположников эмпириокритицизма
c) видный представитель экзистенциализма
13. Какое философское направление XX века сделало своей главной проблемой
смысл жизни человека?
a) неотомизм
b) экзистенциализм
c) неопозитивизм
d) герменевтика
e) прагматизм.
14. Герменевтика – это:
a) искусство объяснения и толкования
b) вид классической науки о языке
c) иррациональная философия
d) г) все названное
15. Правильное определение понятия «сциентизм» - это:
a) абсолютизация роли науки в духовной жизни общества
b) направление в искусстве, объявляющее своей задачей бесконтрольное
воспроизведение сознания и подсознания
c) склонность мыслить готовыми схемами
16. Проблемы отчуждения и свободы являются основными для :
a) экзистенциализма
b) структурализма
c) позитивизма
17. В основе мироздания, учил Шопенгауэр, лежит слепое и злое начало:
a) мировая воля
b) мировой разум
c) мировая материя
d) мировая война
18. По Сартру, свобода для человека есть
a) неизбежное тяжкое бремя
b) недостижимая мечта
c) завоевание цивилизации великое счастье
d) обычное средство достижения целей
19. Понятие «пограничная ситуация» играет очень важную роль в
a) феноменологии
b) структурализме
c) экзистенциализме
d) неопозитивизме
e) марксизме
20. Экзистенциалисты утверждают, что сущность человека определяется
a) непостижимой судьбой
b) совокупностью производственных отношений
c) божественным предопределением
d) собственным выбором человека своей цели
e) национальной культурой
Объяснение:
1-c
2-c
3-c
4-c
5-c
6-c
7-A(3,6)B(1,2,4, 5)
8-A(2,5), B(1,3,4.6)
9-a
10-c
11-b
12-c
13-b
14-a
15-a
16-a
17-a
18-a
19-c
20-d