Андрей Рублев в своих работах воспевал земной мир, красоту и благородство человека, что является редкостью для иконописца. Остальные мастера, наоборот, в своих работах пытались избежать любого соприкосновения с миром живых, полагая его «юдолью скорби», средоточием грехов. Известно, что для икон не позволено было позировать живым людям, поэтому в качестве натуры для иконописца нередко выступали трупы. Выглядели святые на иконах этих мастеров соответственно. Мудрость же Андрея Рублева заключается в его понимании самой сути иконы — божественного лика. Человек молится в надежде на спасение и утешение, он раскрывает себя перед иконой. Нет ничего прекраснее и возвышеннее человеческой души, вот, что понимал Андрей Рублев. И мастерство его было столь велико, что он умел уловить движения человеческой души и запечатлеть ее на иконе. Поэтому работы великого мастера вызывают интерес и в наше время.
Александр получил домашнее образование под личным надзором своего родителя, который уделял вопросу воспитания наследника особое внимание. Одним из воспитателей будущего императора был К. К. Мердер, боевой офицер, имеющий много наград и ранений. Другим наставником был В. А. Жуковский, который стремился ограничить время, отводимое для занятия военным делом. С 1834 г. Александра начали приобщать к государственной службе. Ему в это время читали лекции М. М. Сперанский, Е. Ф. Канкрин и др. Во время поездки по России Александр получил 16 тыс. различных просьб, встречался в Сибири с декабристами, проникся к ним состраданием. Однако, но все же был сторонником идей отца. Но при этом понимал необходимость реформ.