Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Фазы развития социальной группы:
• диффузная группа (нет совместной деятельности, объединяющих ценностей, интересов, целей);
• группа — ассоциация (начинает осознавать общность ценностей, интересов для реализации, которых необходимо объединение в совместной деятельности);
• группа — кооперация (имеет место совместная цель, направленная на ее достижение социальная организация);
• группа — коллектив (объединение в совместной жизнедеятельности, а не только в труде).
Функции социальной группы:
• Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.
• Инструментальная — определяет место и формы работы.
• Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.
Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т. е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, достижения цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, общественно-политические движения), просветительскими и т. д.
Первичная группа - это группа, члены которой объединены связью первого типа, т.е. эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни.
Вторичные группы - это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, объединенные связью второго типа, т.е. находящиеся между собой в безличных отношениях.
Внутренняя группа - это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит.
Внешняя группа - группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит.
Референтные группы — это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания.
Присказка - например, "В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец, и построил чудо-дворец. Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди". Или : "Вы хотите сказочку? Сказочка - это вязочка, сплетена из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом". Цель присказки - подготовить слушателя к сказке, привлечь внимание, вовлечь в сказочную реальность и показать мастерство сказочника. Присказка не обязательный элемент сказки, и не имеет к ней прямого отношения. Зачин - собственно начало сказки (например: жили-были старик со старухой", "за тридевять земель, в тридевятом царстве" и др.). В зачине дается экспозиция героев: о ком пойдет речь, например, два поколения (родители и дети). Завязка - собственно начало действия: главный герой обнаруживает какую-то потерю; либо озвучивается запрет и главный герой нарушает его, наступает беда и т.д. Как правило, в завязке - причина, по которой герой отправляется из дома. Развитие сюжета - поиск потерянного; поиск чего-то, что исправить беду и т.д. (минимум три испытания героя, его встречи с другими героями, нахождение и использование волшебных предметов и проч.). Кульминация - главное, переломное событие в сказке (главный герой сражается с главным злодеем, противоборствующей силой и побеждает; вариант - разгадывание трудных загадок). Развязка - решение проблем (восполнение потери, решение беды, вызванной нарушением запрета и т.д.). Главный герой, как правило, "воцаряется", то есть находится в более высоком положении, чем в начале сказки (женится на царевне, выходит замуж за царевича, становится богатым и проч). Концовка - как и присказка, имеет мало отношения к сюжету сказки, используется для вывода слушателя из мира сказки, возвращения его в реальность, для напоминания, что сказка - не правда. Например: "И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало"; "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Фазы развития социальной группы:
• диффузная группа (нет совместной деятельности, объединяющих ценностей, интересов, целей);
• группа — ассоциация (начинает осознавать общность ценностей, интересов для реализации, которых необходимо объединение в совместной деятельности);
• группа — кооперация (имеет место совместная цель, направленная на ее достижение социальная организация);
• группа — коллектив (объединение в совместной жизнедеятельности, а не только в труде).
Функции социальной группы:
• Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.
• Инструментальная — определяет место и формы работы.
• Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.
Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т. е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, достижения цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, общественно-политические движения), просветительскими и т. д.
Первичная группа - это группа, члены которой объединены связью первого типа, т.е. эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни.
Вторичные группы - это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, объединенные связью второго типа, т.е. находящиеся между собой в безличных отношениях.
Внутренняя группа - это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит.
Внешняя группа - группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит.
Референтные группы — это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания.
Цель присказки - подготовить слушателя к сказке, привлечь внимание, вовлечь в сказочную реальность и показать мастерство сказочника. Присказка не обязательный элемент сказки, и не имеет к ней прямого отношения.
Зачин - собственно начало сказки (например: жили-были старик со старухой", "за тридевять земель, в тридевятом царстве" и др.). В зачине дается экспозиция героев: о ком пойдет речь, например, два поколения (родители и дети).
Завязка - собственно начало действия: главный герой обнаруживает какую-то потерю; либо озвучивается запрет и главный герой нарушает его, наступает беда и т.д. Как правило, в завязке - причина, по которой герой отправляется из дома.
Развитие сюжета - поиск потерянного; поиск чего-то, что исправить беду и т.д. (минимум три испытания героя, его встречи с другими героями, нахождение и использование волшебных предметов и проч.).
Кульминация - главное, переломное событие в сказке (главный герой сражается с главным злодеем, противоборствующей силой и побеждает; вариант - разгадывание трудных загадок).
Развязка - решение проблем (восполнение потери, решение беды, вызванной нарушением запрета и т.д.). Главный герой, как правило, "воцаряется", то есть находится в более высоком положении, чем в начале сказки (женится на царевне, выходит замуж за царевича, становится богатым и проч).
Концовка - как и присказка, имеет мало отношения к сюжету сказки, используется для вывода слушателя из мира сказки, возвращения его в реальность, для напоминания, что сказка - не правда. Например: "И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало"; "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".