первой пряностью, известной на руси, стал перец, от него и произошло слово «пряность» в языке
на руси употребление специй упоминались в древних славянских ведических рукописях.
знакомству славян с пряными кореньями ни как не меньше 1000 лет.
первым был, разумеется, черный перец. а попадал он к нашим пращурам в 9-10 веках главным образом водным путем, тем самым "путем из варяг в греки", что шел по волхову, ильменскому озеру, ловати и днепру до самой византии.
через византийцев проходила вся торговля, и стоит ли удивляться, почему пряности могли себе позволить только состоятельные люди. виной всему были посредники, наживавшие на их перепродаже колоссальные барыши.
существовал и сухой путь - через хазарию. он был намного короче, но и опасности там подстерегали купцов на каждом шагу.
к 12-му веку был открыт новый маршрут: по волге до итиля, а затем по каспийскому морю. пряные коренья вкупе с аптекарскими материалами испокон века называли на руси москотильным товаром, а торговцев им - москотильщиками. слово это перешло в язык от арабов, торговавших пряностями в атели (астрахани) и болгарах. товар они завозили из города москота, крупного перевалочного пункта, - перец батманами, а шафран - нюгами.
в 13-м столетии появляется на руси особая корпорация купцов, специализировавшихся на торговле с генуэзскими колониями в крыму. звали их сурожанами - от названия колонии в городе сурож (солдайя) . через этот крымский порт московские гости вели торговлю с итальянскими республиками и с османскими купцами.
повсеместное распространение пряностей начинается с времен иоанна грозного. в его правление московское государство овладевает астраханью, открывая кратчайшую дорогу в индию - к шафрану и имбирю, и гвоздике.
пряности на руси применяли разнообразно. шафраном щедро сдабривали стерляжью уху, отварную и фаршированную рыбу, душновато-пряный имбирь добавляли в квасы и тушеное мясо, в пряники сыпали гвоздику, ваниль и корицу.
использовали заморские специи и в медицинских целях. сухие стручки , например, применяли для улучшения пищеварения и при мигренях, бутоны гвоздики - в качестве антисептика, а корневище имбиря считалось вообще лучшим средством, чтобы уберечься от чумы.
в силу малой доступности пряности в народе долгое время отождествлялись с благополучием и богатством. их ценили столь высоко, что они даже стали причиной появления экзотических для уха фамилий, вроде перцевых, шафрановых, перечных и гвоздикиных.
каждому, как говорится, своё: одному пучок пряных кореньев на стол, другому - пряное прозвище в награду. себе в утешение, окружающим на зависть и удивление!
общедоступными специи стали только к началу хх века, хотя и поныне наше знание о них ограничивается в основном немногими специями, а жаль.
1. Сонау екі Хан дәуірінен (б.з.д.206-6.3.220) бері Қытай қорғанының сыртына шыға бастаған Хан патшалығы шамамен он мың ли (5000 км) Батысқа жылжи отырып, 751 жылы Атлах-Талас түбіне жеткен қытай экспансиясының қанды жолы біржола, мәңгілікке кесіп тасталды.
2. Атлах-Талас шайқасының ұлы жеңісіне араб әскерін қарлұқ, түркештер қолдап, жанқиярлық ерлігі арқылы қол жетті. Қанмен бекіген түрік-араб достығының ғұмыры ұзақ болды, берекелі болды. Түрік халықтары Алланың хақ діні Исламмен ертерек қауышты. В.В. Бартольд әділ айтқандай “Турки были одними из первых народов, среди которых Ислам, отказавшись от пропаганды оружием, имел успех путем убеждения” болғаны тарихи шындық. Түріктер исламды 751 жылдан былай қарай негізінен бейбіт жолмен қабылдап, ислам мәдениетімен ертерек танысты. Соның нәтижесінде түрік дүниесі Ислам әлемімен рухани тұтастыққа қол жеткізді. Адамзат мәдениетіне Махмұт Қашқари, Жүсіп Баласағұн, Әбу Насыр әл-Фараби, Қожа Ахмет Яссауи, Ахмет Иүгінеки, Ибн Сина қатарлы ұлы тұлғалардың данышпандық ілімдерін бере алды.
3. Исламды мемлекеттік дін ретінде мойындаған түрік халықтары біртұтас рухани, мәдени бірлікке қол жеткізу арқылы ұлт ретінде ұйысып, тұрақты, гүлденген мемлекеттерге ие болды
ответ:
появление прянностей и специй на руси
первой пряностью, известной на руси, стал перец, от него и произошло слово «пряность» в языке
на руси употребление специй упоминались в древних славянских ведических рукописях.
знакомству славян с пряными кореньями ни как не меньше 1000 лет.
первым был, разумеется, черный перец. а попадал он к нашим пращурам в 9-10 веках главным образом водным путем, тем самым "путем из варяг в греки", что шел по волхову, ильменскому озеру, ловати и днепру до самой византии.
через византийцев проходила вся торговля, и стоит ли удивляться, почему пряности могли себе позволить только состоятельные люди. виной всему были посредники, наживавшие на их перепродаже колоссальные барыши.
существовал и сухой путь - через хазарию. он был намного короче, но и опасности там подстерегали купцов на каждом шагу.
к 12-му веку был открыт новый маршрут: по волге до итиля, а затем по каспийскому морю. пряные коренья вкупе с аптекарскими материалами испокон века называли на руси москотильным товаром, а торговцев им - москотильщиками. слово это перешло в язык от арабов, торговавших пряностями в атели (астрахани) и болгарах. товар они завозили из города москота, крупного перевалочного пункта, - перец батманами, а шафран - нюгами.
в 13-м столетии появляется на руси особая корпорация купцов, специализировавшихся на торговле с генуэзскими колониями в крыму. звали их сурожанами - от названия колонии в городе сурож (солдайя) . через этот крымский порт московские гости вели торговлю с итальянскими республиками и с османскими купцами.
повсеместное распространение пряностей начинается с времен иоанна грозного. в его правление московское государство овладевает астраханью, открывая кратчайшую дорогу в индию - к шафрану и имбирю, и гвоздике.
пряности на руси применяли разнообразно. шафраном щедро сдабривали стерляжью уху, отварную и фаршированную рыбу, душновато-пряный имбирь добавляли в квасы и тушеное мясо, в пряники сыпали гвоздику, ваниль и корицу.
использовали заморские специи и в медицинских целях. сухие стручки , например, применяли для улучшения пищеварения и при мигренях, бутоны гвоздики - в качестве антисептика, а корневище имбиря считалось вообще лучшим средством, чтобы уберечься от чумы.
в силу малой доступности пряности в народе долгое время отождествлялись с благополучием и богатством. их ценили столь высоко, что они даже стали причиной появления экзотических для уха фамилий, вроде перцевых, шафрановых, перечных и гвоздикиных.
каждому, как говорится, своё: одному пучок пряных кореньев на стол, другому - пряное прозвище в награду. себе в утешение, окружающим на зависть и удивление!
общедоступными специи стали только к началу хх века, хотя и поныне наше знание о них ограничивается в основном немногими специями, а жаль.
1. Сонау екі Хан дәуірінен (б.з.д.206-6.3.220) бері Қытай қорғанының сыртына шыға бастаған Хан патшалығы шамамен он мың ли (5000 км) Батысқа жылжи отырып, 751 жылы Атлах-Талас түбіне жеткен қытай экспансиясының қанды жолы біржола, мәңгілікке кесіп тасталды.
2. Атлах-Талас шайқасының ұлы жеңісіне араб әскерін қарлұқ, түркештер қолдап, жанқиярлық ерлігі арқылы қол жетті. Қанмен бекіген түрік-араб достығының ғұмыры ұзақ болды, берекелі болды. Түрік халықтары Алланың хақ діні Исламмен ертерек қауышты. В.В. Бартольд әділ айтқандай “Турки были одними из первых народов, среди которых Ислам, отказавшись от пропаганды оружием, имел успех путем убеждения” болғаны тарихи шындық. Түріктер исламды 751 жылдан былай қарай негізінен бейбіт жолмен қабылдап, ислам мәдениетімен ертерек танысты. Соның нәтижесінде түрік дүниесі Ислам әлемімен рухани тұтастыққа қол жеткізді. Адамзат мәдениетіне Махмұт Қашқари, Жүсіп Баласағұн, Әбу Насыр әл-Фараби, Қожа Ахмет Яссауи, Ахмет Иүгінеки, Ибн Сина қатарлы ұлы тұлғалардың данышпандық ілімдерін бере алды.
3. Исламды мемлекеттік дін ретінде мойындаған түрік халықтары біртұтас рухани, мәдени бірлікке қол жеткізу арқылы ұлт ретінде ұйысып, тұрақты, гүлденген мемлекеттерге ие болды