В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки (примеры из текста). Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость — отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни — покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения — абсолютным отсутствием разума («не своим умом — божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т.IV, ч.1, гл.13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное — всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя