Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно- политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов — военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов.
Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И.В. Сталина. По окончании войны И.В. Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б). Возросший за годы войны авторитет И.В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.
В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.
Социально-психологическая обстановка в стране после окончания Великой Отечественной войны оставалась неоднозначной. С одной стороны, победа ещё больше усилила режим личной власти Сталина. С другой стороны, с фронта вернулись победители. Среди народа распространялись надежды на лучшую, сытую послевоенную жизнь. Часто высказывались мнения: надо распустить колхозы, увеличить вложения в промышленность, выпускающую товары народного потребления, вести активную борьбу с бюрократизмом. Эта волна народных настроений представляла опасность для коммунистического
режима. В итоге сразу после войны снова начал раскручиваться маховик репрессий.
Практика массовых репрессий, однако, не приобрела таких масштабов, как в последнюю треть 1930-х гг. Затрагивала она не только «пособников фашистов, но и самые разные слои населения, особенно тех граждан, которые подозревались в вольнодумстве (в числе их были и проливавшие кровь на фронтах Отечественной войны). Коснулась она, как и в 1930-е гг., также партийных функционеров, занимавших высокие посты. По так называемому Ленинградскому делу в 1949—1950 гг. были уничтожены член Политбюро Н. А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов, глава правительства РСФСР М. И. Родионов и ряд секретарей обкомов партии. Репрессировано было свыше 200 ленинградских руководителей и тысячи коммунистов.
С целью ограничения роста влияния популярных полководцев периода Великой Отечественной войны они начали подвергаться репрессиям.
Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И.В. Сталина. По окончании войны И.В. Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б). Возросший за годы войны авторитет И.В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.
В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.
режима. В итоге сразу после войны снова начал раскручиваться маховик репрессий.
Практика массовых репрессий, однако, не приобрела таких масштабов, как в последнюю треть 1930-х гг. Затрагивала она не только «пособников фашистов, но и самые разные слои населения, особенно тех граждан, которые подозревались в вольнодумстве (в числе их были и проливавшие кровь на фронтах Отечественной войны). Коснулась она, как и в 1930-е гг., также партийных функционеров, занимавших высокие посты. По так называемому Ленинградскому делу в 1949—1950 гг. были уничтожены член Политбюро Н. А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов, глава правительства РСФСР М. И. Родионов и ряд секретарей обкомов партии. Репрессировано было свыше 200 ленинградских руководителей и тысячи коммунистов.
С целью ограничения роста влияния популярных полководцев периода Великой Отечественной войны они начали подвергаться репрессиям.