Лишившись крепостных и дворовых, первое сословие не могло вести прежний образ жизни.
Помещичьи усадьбы были достаточно однотипными и представляли собой деревянную постройку с четырьмя колоннами у парадного крыльца и треугольным фронтоном над ними. В ансамбль усадьбы обязательно входили дома для прислуги, хозяйственные постройки и парк.
Господский дом делился на парадные и жилые помещения, интерьер которых заметно разнился. В середине ХГХ в. жильё среднего дворянина украсили персидские ковры, картины, зеркала в богатых рамах, мебель из ценных пород дерева. Обязательной стала горка — стеклянный шкаф, в котором выставляли лучшую посуду.
К концу XIX в. многие дворянские усадьбы перешли в руки новых хозяев. Трудно назвать представителя торгово-промышленной элиты, который в 1870—1890-е гг. не обзавёлся бы помещичьей усадьбой. В деревне всё чаще селились и представители разночинной интеллигенции — земские врачи, учителя, агрономы. Здесь они быстро опрощались, и уклад их жизни становился близок к крестьянскому.
Главной чертой российского духовенства оставалась его сословная замкнутость. Она была во многом вынужденной, так как помогала сохранить особые привилегии и права. Однако из-за этой замкнутости образ пастыря постепенно тускнел в глазах прихожан, отвечавших отгораживавшимся от них священникам насмешками и неприязнью.
Быт белого духовенства трудно назвать уникальным, присущим только служителям церкви. Его верхушка по образу жизни приближалась к дворянству, городское духовенство мало чем отличалось от купцов или мещан, а сельское — от тех или иных слоев крестьянства. Быт же монашества целиком подчинялся уставам монастырей, в которых оно проживало.
Помещичьи усадьбы были достаточно однотипными и представляли собой деревянную постройку с четырьмя колоннами у парадного крыльца и треугольным фронтоном над ними. В ансамбль усадьбы обязательно входили дома для прислуги, хозяйственные постройки и парк.
Господский дом делился на парадные и жилые помещения, интерьер которых заметно разнился. В середине ХГХ в. жильё среднего дворянина украсили персидские ковры, картины, зеркала в богатых рамах, мебель из ценных пород дерева. Обязательной стала горка — стеклянный шкаф, в котором выставляли лучшую посуду.
К концу XIX в. многие дворянские усадьбы перешли в руки новых хозяев. Трудно назвать представителя торгово-промышленной элиты, который в 1870—1890-е гг. не обзавёлся бы помещичьей усадьбой. В деревне всё чаще селились и представители разночинной интеллигенции — земские врачи, учителя, агрономы. Здесь они быстро опрощались, и уклад их жизни становился близок к крестьянскому.
Главной чертой российского духовенства оставалась его сословная замкнутость. Она была во многом вынужденной, так как помогала сохранить особые привилегии и права. Однако из-за этой замкнутости образ пастыря постепенно тускнел в глазах прихожан, отвечавших отгораживавшимся от них священникам насмешками и неприязнью.
Быт белого духовенства трудно назвать уникальным, присущим только служителям церкви. Его верхушка по образу жизни приближалась к дворянству, городское духовенство мало чем отличалось от купцов или мещан, а сельское — от тех или иных слоев крестьянства. Быт же монашества целиком подчинялся уставам монастырей, в которых оно проживало.