По своим политическим взглядам Александр III был консерватором. С молодых лет он впитал представление о православном монархе — строгом, но заботливом отце народов. Император искренне верил в нерасторжимую связь монарха и простых людей. В свою очередь, образ его жизни и внешний облик удивительно соответствовали народным представлениям о справедливом государе, И недаром ещё при жизни за Александром III закрепилось прозвание «мужицкий царь» которое самого государя очень радовало. Александр III был убеждён в самобытности России. Поэтому он не поддерживал либеральные реформы, проведённые в 1860—1870-е годы. Он считал их опасными для народа и российской государственности. Гибель отца как будто бы подтвердила сомнения Александра III: предоставленные народу свободы привели к разгулу терроризма. Новый император видел своей первой обязанностью укрепление основ российского самодержавия и наведение порядка в стране. Для этого прежде всего, необходимо была покончить с революционным подпольем. Одновременно следовало изменить сами условия жизни народа, чтобы революционные идеи не могли распространяться в широких слоях населения. Наконец, Александр 3 собирался по-отечески заботиться о различных сословиях российского общества, чтобы в стране царило спокойствие.
западноевропейские фасоны платья и обуви, головных уборов и зимней одежды вводились насильственным путём, по указу свыше. К середине XVIII в. мода на иностранные наряды вошла в привычку. Вначале русские дворяне выписывали платья и камзолы из Европы, а вскоре стали приглашать портных из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург. После Французской революции парижские модистки-эмигрантки открывали в России свои магазины и мастерские, где изготовлялись модные платья, шляпки и красивое бельё для столичных щёголей.