Для обеспечения безопасного проезда от Волги до Яика из Самары в Оренбург были основаны небольшие крепости по Яику: Губерлинскую (современное с. Губерля), Озерную (современное с. Верхнеозерное), Бердскую (на месте современного Оренбурга), Камыш-Самарскую (современное с. Татищево) и по р. Самаре: Сорочинскую (современный г. Сорочинск), Тоцкую (современное с. Тоцкое), Бузулукскую (современный г. Бузулук). Дорога, проложенная вдоль крепостей, расположенных по р. Самаре к г. Самаре и дальше в Центр России, получила название Московской дороги.
Ухудшение отношений со Швецией (через два года между двумя странами произошла война) осложнило положение России и вынудило её начать переговоры о мире. По условиям мира Россия приобрела Азов (при условии срытия укреплений), небольшие территории вдоль среднего течения Днепра и право построить крепость на донском острове Черкасе (а Турция — в устье Кубани). Большая и Малая Кабарда были объявлены независимыми и должны были играть роль барьера между державами. России запрещалось иметь военный флот на Азовском и Черном морях, торговля с Турцией могла вестись только с использованием турецких кораблей. Русским паломникам были даны гарантии свободного посещения святых мест в Иерусалиме. Белградский мир был невыгоден России, поскольку Россия теряла многие территориальные завоевания и выход к Чёрному морю. Условия мира были пересмотрены Кючук-Кайнарджийским мирным договором 1774 года.