Одним их величайших композиторов XIX века был Л. ван Бетховен, который жил в Вене. Он продолжал традиции венской классической музыкальной школы, Гайдна и Моцарта в развитии жанров симфонии, сонаты («Аппассионата», 9-я «Крейцерова»). Романтизм в австрийской музыке был свойствен симфоническим и концертным произведениям И. Брамса и творчеству автора многочисленных лирических песен Р. Шуберта. Знаменитые венские вальсы, обошедшие весь мир, создавали отец и сын Штраусы. Штраус-сын — автор 16 оперетт, в том числе и таких известных, как «Летучая мышь» и «Цыганский барон». Виртуозные сочинения для фортепьяно (мазурки, полонезы, вальсы) были созданы великим польским композитором и пианистом Ф. Шопеном. Выдающимися композиторами-симфонистами были во Франции Г. Берлиоз, в Венгрии — Ф. Лист, в Норвегии — Э. Григ, в Финляндии — Я. Сибелиус.
XIX в. — период создания большинства классических опер. Их авторами были французские, итальянские, немецкие и русские композиторы. Итальянец Дж. Россини, живший то в Италии, то во Франции, творил в разных оперных жанрах. В жанре так называемой большой оперы, получившей распространение во Франции в первой половине века, им был написан «Вильгельм Телль». Для большой оперы были характерны историко-героические сюжеты, пышные декорации и эффектная музыка. Но наиболее известной стала опера Россини «Севильский цирюльник», созданная в жанре оперы-буфф (комической оперы), с юмористическими и сатирическими речитативами и сценами.
Начало французской лирической опере положил Ш. Гуно, создавший оперу «Фауст», использовав сюжет любви Маргариты и Фауста. В итальянской школе наиболее прославленным композитором был Дж. Верди, оперы которого «Аида», «Отелло», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» и другие, с их драматургическим накалом в единстве музыки и действия, не сходят со сцен мировых музыкальных театров. Автором драматических опер («Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан») был другой итальянский композитор, мастер мелодий Дж. Пуччини.
Полностью жанр музыкальной драмы оформился в творчестве немецкого композитора-реформатора Р. Вагнера. В созданной по мотивам германского эпоса оперной тетралогии «Кольцо Нибелунгов» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») он подчинил музыкальную композицию действию, отказался от традиционных арий, широко применяя оркестровые партии и симфонические эпизоды. Творчество Вагнера оказало большое влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства.
XIX в. — период создания большинства классических опер. Их авторами были французские, итальянские, немецкие и русские композиторы. Итальянец Дж. Россини, живший то в Италии, то во Франции, творил в разных оперных жанрах. В жанре так называемой большой оперы, получившей распространение во Франции в первой половине века, им был написан «Вильгельм Телль». Для большой оперы были характерны историко-героические сюжеты, пышные декорации и эффектная музыка. Но наиболее известной стала опера Россини «Севильский цирюльник», созданная в жанре оперы-буфф (комической оперы), с юмористическими и сатирическими речитативами и сценами.
Начало французской лирической опере положил Ш. Гуно, создавший оперу «Фауст», использовав сюжет любви Маргариты и Фауста. В итальянской школе наиболее прославленным композитором был Дж. Верди, оперы которого «Аида», «Отелло», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» и другие, с их драматургическим накалом в единстве музыки и действия, не сходят со сцен мировых музыкальных театров. Автором драматических опер («Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан») был другой итальянский композитор, мастер мелодий Дж. Пуччини.
Полностью жанр музыкальной драмы оформился в творчестве немецкого композитора-реформатора Р. Вагнера. В созданной по мотивам германского эпоса оперной тетралогии «Кольцо Нибелунгов» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») он подчинил музыкальную композицию действию, отказался от традиционных арий, широко применяя оркестровые партии и симфонические эпизоды. Творчество Вагнера оказало большое влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства.