В Республике Беларусь, как и в других развитых странах, сформирована эффективная система научной деятельности. Важнейшими компонентами данной системы является образование (от студенческой скамьи до подготовки научных кадров высшей квалификации) и научные учреждения (организации, осуществляющие исследовательскую и научно-техническую деятельность). Получение высшего образования в нашей стране обеспечивают более 50 вузов государственной и частной форм собственности; научные исследования и разработки выполняют более 300 организаций (включая вузы). Высшей государственной научной организацией в стране является Национальная академия наук Беларуси.
Сложившиеся в советский период научные школы в области естественных, технических и гуманитарных наук, сохраненные и развиваемые в суверенной Республике Беларусь, составляют основу научного потенциала страны. Белорусская наука занимает прочные позиции в таких отраслях, как информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и новые материалы, энергоэффективные, лазерные технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость, радиационная безопасность и др.
В целях сохранения высокого научного потенциала в Республике Беларусь созданы фонды Президента страны по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, талантливой молодежи. Устанавливаются надбавки и назначаются специальные стипендии деятелям науки, образования, здравоохранения и культуры, а также талантливым молодым ученым.
Активно развивается международное сотрудничество белорусских учёных. Это обусловлено интернациональным характером научной деятельности. Невозможно плодотворно исследовать многие важные явления, например, состояние окружающей среды, инфекционные заболевания, миграцию населения или экономические проблемы только с национальной точки зрения. Для проведения наиболее перспективных и сложных научных исследований национального финансирования нередко оказывается недостаточно, и требуются объединённые усилия ряда стран.
Республика Беларусь заключила межправительственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве более чем с 40 государствами и международными научными организациями.
Согласно статье 18 Конституции, Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. С момента обретения независимости Республика Беларусь установила дипломатические отношения с 154 странами мира, заключила более 2 тыс. международных договоров, имеет 52 представительства в разных странах; в Минске расположено 34 посольства (по данным на 01.01.2009 г.).
В рамках ООН Беларусь активно участвует в деятельности Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам международной безопасности и разоружения. Наша страна является автором резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия, а также соавтором ряда резолюций, посвященных насущным проблемам международной безопасности. Последовательно воплощая в жизнь идею добрососедства, Беларусь обеспечивает функционирование ключевых транспортных и энергетических коммуникаций, способствует борьбе с нелегальной миграцией, укреплению военнополитической и межнациональной стабильности.
Без Беларуси не могут быть решены острейшие для ЕС проблемы нелегальной миграции, торговли людьми, наркотрафика, безопасности границ. Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с США. Особое место в системе приоритетов внешней политики Республики Беларусь занимает Азиатско-Тихоокеанский регион. Так, отношения Беларуси с Китаем приобретают характер долгосрочных, основанных на стремлении к обеспечению взаимных интересов. Одним из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор. На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки; особое значение имеют дружественные отношения с Венесуэлой.
Сложившиеся в советский период научные школы в области естественных, технических и гуманитарных наук, сохраненные и развиваемые в суверенной Республике Беларусь, составляют основу научного потенциала страны. Белорусская наука занимает прочные позиции в таких отраслях, как информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и новые материалы, энергоэффективные, лазерные технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость, радиационная безопасность и др.
В целях сохранения высокого научного потенциала в Республике Беларусь созданы фонды Президента страны по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, талантливой молодежи. Устанавливаются надбавки и назначаются специальные стипендии деятелям науки, образования, здравоохранения и культуры, а также талантливым молодым ученым.
Активно развивается международное сотрудничество белорусских учёных. Это обусловлено интернациональным характером научной деятельности. Невозможно плодотворно исследовать многие важные явления, например, состояние окружающей среды, инфекционные заболевания, миграцию населения или экономические проблемы только с национальной точки зрения. Для проведения наиболее перспективных и сложных научных исследований национального финансирования нередко оказывается недостаточно, и требуются объединённые усилия ряда стран.
Республика Беларусь заключила межправительственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве более чем с 40 государствами и международными научными организациями.
В рамках ООН Беларусь активно участвует в деятельности Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам международной безопасности и разоружения. Наша страна является автором резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия, а также соавтором ряда резолюций, посвященных насущным проблемам международной безопасности. Последовательно воплощая в жизнь идею добрососедства, Беларусь обеспечивает функционирование ключевых транспортных и энергетических коммуникаций, способствует борьбе с нелегальной миграцией, укреплению военнополитической и межнациональной стабильности.
Без Беларуси не могут быть решены острейшие для ЕС проблемы нелегальной миграции, торговли людьми, наркотрафика, безопасности границ. Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с США. Особое место в системе приоритетов внешней политики Республики Беларусь занимает Азиатско-Тихоокеанский регион. Так, отношения Беларуси с Китаем приобретают характер долгосрочных, основанных на стремлении к обеспечению взаимных интересов. Одним из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор. На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки; особое значение имеют дружественные отношения с Венесуэлой.