Господствующим направлением в отечественной архитектуре первой половины XIX в. был классицизм. Он выражал идеи мощи государства и гордости гражданина за свою страну. Именно тогда формировался облик столичных и губернских городов России.
Зодчие 30—40-х гг. XIX в. подготовили переход русской архитектуры к следующему этапу её развития — эклектике. Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, китайскому, готическому искусству. Ведущий, русско-византийский стиль возник на основе сплава традиций древнерусского зодчества и византийской архитектуры. Яркий представитель этого стиля, пользовавшийся покровительством Николая I, — архитектор К. А. Тон. По его проектам были возведены Большой дворец и Оружейная палата в Московском Кремле, здания вокзалов Николаевской железной дороги в обеих столицах, начато строительство храма Христа Спасителя в Москве.
Зодчие 30—40-х гг. XIX в. подготовили переход русской архитектуры к следующему этапу её развития — эклектике. Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, китайскому, готическому искусству. Ведущий, русско-византийский стиль возник на основе сплава традиций древнерусского зодчества и византийской архитектуры. Яркий представитель этого стиля, пользовавшийся покровительством Николая I, — архитектор К. А. Тон. По его проектам были возведены Большой дворец и Оружейная палата в Московском Кремле, здания вокзалов Николаевской железной дороги в обеих столицах, начато строительство храма Христа Спасителя в Москве.