Из всех движущихся предметов одни имеют причины своих движений в самих себе, другие получают (движение) извне. Так, только извне получают движение все предметы безжизненные, например, камни, бревна и все другие подобные предметы, имеющие только свою особую материальную или телесную форму. (Теперь, конечно, нужно оставить в стороне мнение, которое считает (движением) даже то движение, какое бывает при разрушении тел вследствие какой-нибудь порчи, потому что это совсем не относится к делу). Другие предметы имеют причину движения в самих себе, например, животные, деревья и все предметы, обладающие природной жизнью или душою. Некоторые причисляют сюда и жилы металлов. Нужно думать, что собственным движением обладает и огонь, а может быть, также и источники вод. Из этих предметов, имеющих причину своих движений в самих себе, некоторые, говорят, движутся из себя, а некоторые - от себя; их разделяют так: из себя движутся предметы живые, но однако не одушевленные, от себя же движутся предметы одушевленные, так как им присуще воображение, т.е. некоторое желание и побуждение, которое и вызывает их двигаться или стремиться к чему-нибудь. В некоторых же животных есть такое воображение, т.е. желание или чувство, которое направляет и побуждает их некоторым природным побуждением к упорядоченным и стройным движениям. Так, мы видим, работают пауки, воображение которых, т.е. некоторое расположение и склонность к тканью (паутины) побуждает их к самому правильному выполнению ткацкой работы, причем такое стремление, без сомнения, вызывается некоторым природным влечением. Но, кроме природной склонности ткать, это животное, как оказывается, не имеет никакого другого чувства, подобно тому, как и пчелы имеют только склонность строить соты и собирать, как говорят, воздушный мед.
Образ безмолвно скорбящей, страдающей матери, видящей своего сына умирающим на кресте, настолько пронзителен сам по себе, что не оставляет равнодушным никого. Сострадание Иисусу, идущему на жертву во имя человечества, полно благодарности и ощущения божественной природы Христа. Тогда как образ матери, образ Марии – по-настоящему земной, кроткий и человечный. Stabat Mater - последнее творение композитора. Через год после начала работы над ним Перголези скончался. Кантата написана для сопрано, альта соло и струнного квартета с органом. Это произведение выдержано в жанре камерной кантаты, так как ее музыкальные образы далеки от монументальной помпезности и привычной масштабности церковных кантат того времени. И, несмотря на то, что опера уже оказывает свое влияние на многие жанры вокальной музыки, кантата Перголези напоминает скорее сюиту: построение частей, а именно чередование темпов и тональностей характерно для сюитной композиции; единая тема – это содержание стихотворного текста. Музыка композитора отличается светлой душевностью и трогательностью, быть может, навеянной его шестнадцатилетней возлюбленной. Вспоминая и боготворя ее образ, он и создавал это произведение. Образ девушки возникает на протяжении всей кантаты как образ трогательного воспоминания. Кантата состоит из 12 номеров. Вступление передает постепенное приближение того, что будто «сейчас» должно произойти. Ровно звучащие восьмые, как шаги в темноте, настораживают. «Щемящие» секундовые созвучия передают нестерпимую боль, которую невозможно выразить словами.
Образ безмолвно скорбящей, страдающей матери, видящей своего сына умирающим на кресте, настолько пронзителен сам по себе, что не оставляет равнодушным никого. Сострадание Иисусу, идущему на жертву во имя человечества, полно благодарности и ощущения божественной природы Христа. Тогда как образ матери, образ Марии – по-настоящему земной, кроткий и человечный. Stabat Mater - последнее творение композитора. Через год после начала работы над ним Перголези скончался. Кантата написана для сопрано, альта соло и струнного квартета с органом. Это произведение выдержано в жанре камерной кантаты, так как ее музыкальные образы далеки от монументальной помпезности и привычной масштабности церковных кантат того времени. И, несмотря на то, что опера уже оказывает свое влияние на многие жанры вокальной музыки, кантата Перголези напоминает скорее сюиту: построение частей, а именно чередование темпов и тональностей характерно для сюитной композиции; единая тема – это содержание стихотворного текста. Музыка композитора отличается светлой душевностью и трогательностью, быть может, навеянной его шестнадцатилетней возлюбленной. Вспоминая и боготворя ее образ, он и создавал это произведение. Образ девушки возникает на протяжении всей кантаты как образ трогательного воспоминания. Кантата состоит из 12 номеров. Вступление передает постепенное приближение того, что будто «сейчас» должно произойти. Ровно звучащие восьмые, как шаги в темноте, настораживают. «Щемящие» секундовые созвучия передают нестерпимую боль, которую невозможно выразить словами.
Объяснение: