Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. В тяжелейших условиях ожесточенной борьбы с врагом было создано немало произведении, навсегда оставшихся в народной памяти.
Это время было ознаменовано также выдающимся мужеством тысяч писателей-фронтовиков. Около четырехсот литераторов погибли в боях за освобождение своей родины.
Историческое содержание военного четырехлетия было колоссальным.
«На протяжении XX века наша страна дважды стояла у истоков крупнейших перемен в облике мира.
Так было в 1917 г., когда победа Октября возвестила о вступлении человечества в новую историческую эпоху. Так было в 1945 г., когда разгром фашизма, решающую роль в котором сыграл Советский Союз, поднял могучую волну социально-политических изменений, прокатившуюся по всей планете, привел к укреплению сил мира во всем мире.
Тем грандиознее, тем величественнее предстает перед миром подвиг советского парода в Великой Отечественной войне. Этот подвиг вошел в историю и не забудется никогда».
Советская литература оказалась внутренне подготовленной к предстоявшим ей испытаниям.
Мы предчувствовали колыханье
этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!
Так писала в июньские дни сорок первого года Ольга Берггольц, но так могли бы сказать и остальные советские писатели.
24 июня 1941 г. в газете «Известия» была опубликована песня Вас. Лебедева-Кумача «Священная война».Еще через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.
Ни одно литературное произведение периода Великой Отечественной войны не обретало столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня, родившаяся, можно сказать, в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе.
А. В. Александров в статье «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война» писал:
«... «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести ей проклятия гитлеризму. Когда группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы — исполнители – не редко плакали».
Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными воюющей страны.
Во многих документальных произведениях приводятся волнующие факты исключительного воздействия «Священной войны», неизменно вызывавшей прилив мужества и бесстрашия.
В воспоминаниях бывшего комбата партизанского полка Н. Москвина рассказывается, например, как в мае 1943 г. этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприемник. «Настраивай на Москву, — бросил на ходу одному из партизан командир батальона. В это время гитлеровцы повели сумасшедшую контратаку, стремясь отбить помещение станции.
Напряженность боя все возрастала. И вдруг среди ночи, освещенной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу слова:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна —
Идет война народная,
Священная война!
Трудно даже вообразить, как это было неожиданно и кстати. Мощный радиоприемник разносил вдохновенные слова и звуки... Песня прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов.
Песня «Священная война» действительно, как пишет автор одной из статей, «стала эпохой».
В чем же причина ее исключительной популярности и значения?
ответ на этот вопрос может отчасти объяснить некоторые важные и характерные особенности всей поэзии периода Великой Отечественной войны. По справедливому замечанию, эта песня заключала в себе в обобщенной форме «основную проблематику поэзии периода войны».
Между тем ответ на этот вопрос не так прост. В статье «Три эмблемы» Ал. Михайлов говорит даже об известной загадочности, о «тайне» воздействия песни Вас. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова, о том, что она «не поддается традиционному филологическому анализу».
во время -турецкой войны 1768-1774 гг. россия получила черноморское побережье от южного буга до днепра. в победоносных сражениях, которые возглавлял п.а. румянцев, у ларги и кагула (июль 1770 г.) участвовали запорожские и донские казаки. военные действия проходили и на территории кубани. кубанский корпус овладел крепостью копыл, занял побережье азовского моря. выход к побережью дал возможность россии восстановить азовскую флотилию. 21 августа 1773 г. флотилия под командованием а.н. сенявина дала бой турецкой эскадре у входа в бухту суджук-кале. затем эскадра сенявина близ старого устья кубани уничтожила шесть больших судов турок, сорвав попытку османов перебросить на северный кавказ многочисленную армию.
в марте 1773 г. татарский хан девлет-гирей попытался пробиться с кубани в крым и двинулся в направлении ейского укрепления. здесь его встретили казачьи полки платова и ларионова, которые не допустили отхода девлет-гирея.
в январе 1778 г. в копыл прибыл новый командир кубанского корпуса генерал-поручик а. с. суворов. изучив оборонительную систему, александр васильевич пришел к решению построить новую линию вдоль кубани. за короткий срок (до 17 апреля 1778 г.) полководец возводит 5 крепостей и 20 редутов между ними. в апреле 1783 г. правобережная кубань и тамань включены в состав россии. в июне 1783 г. близ ейского укрепления а. в. суворов принимает от ногайцев присягу на верность россии. но ногайцы верность не сохранили. осенью 1783 г. а. в. суворов разгромил ногайцев-клятвопреступников за кубанью в устье лабы в урочище керменчик..
Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. В тяжелейших условиях ожесточенной борьбы с врагом было создано немало произведении, навсегда оставшихся в народной памяти.
Это время было ознаменовано также выдающимся мужеством тысяч писателей-фронтовиков. Около четырехсот литераторов погибли в боях за освобождение своей родины.
Историческое содержание военного четырехлетия было колоссальным.
«На протяжении XX века наша страна дважды стояла у истоков крупнейших перемен в облике мира.
Так было в 1917 г., когда победа Октября возвестила о вступлении человечества в новую историческую эпоху. Так было в 1945 г., когда разгром фашизма, решающую роль в котором сыграл Советский Союз, поднял могучую волну социально-политических изменений, прокатившуюся по всей планете, привел к укреплению сил мира во всем мире.
Тем грандиознее, тем величественнее предстает перед миром подвиг советского парода в Великой Отечественной войне. Этот подвиг вошел в историю и не забудется никогда».
Советская литература оказалась внутренне подготовленной к предстоявшим ей испытаниям.
Мы предчувствовали колыханье
этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!
Так писала в июньские дни сорок первого года Ольга Берггольц, но так могли бы сказать и остальные советские писатели.
24 июня 1941 г. в газете «Известия» была опубликована песня Вас. Лебедева-Кумача «Священная война».Еще через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.
Ни одно литературное произведение периода Великой Отечественной войны не обретало столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня, родившаяся, можно сказать, в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе.
А. В. Александров в статье «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война» писал:
«... «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести ей проклятия гитлеризму. Когда группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы — исполнители – не редко плакали».
Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными воюющей страны.
Во многих документальных произведениях приводятся волнующие факты исключительного воздействия «Священной войны», неизменно вызывавшей прилив мужества и бесстрашия.
В воспоминаниях бывшего комбата партизанского полка Н. Москвина рассказывается, например, как в мае 1943 г. этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприемник. «Настраивай на Москву, — бросил на ходу одному из партизан командир батальона. В это время гитлеровцы повели сумасшедшую контратаку, стремясь отбить помещение станции.
Напряженность боя все возрастала. И вдруг среди ночи, освещенной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу слова:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна —
Идет война народная,
Священная война!
Трудно даже вообразить, как это было неожиданно и кстати. Мощный радиоприемник разносил вдохновенные слова и звуки... Песня прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов.
Песня «Священная война» действительно, как пишет автор одной из статей, «стала эпохой».
В чем же причина ее исключительной популярности и значения?
ответ на этот вопрос может отчасти объяснить некоторые важные и характерные особенности всей поэзии периода Великой Отечественной войны. По справедливому замечанию, эта песня заключала в себе в обобщенной форме «основную проблематику поэзии периода войны».
Между тем ответ на этот вопрос не так прост. В статье «Три эмблемы» Ал. Михайлов говорит даже об известной загадочности, о «тайне» воздействия песни Вас. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова, о том, что она «не поддается традиционному филологическому анализу».
во время -турецкой войны 1768-1774 гг. россия получила черноморское побережье от южного буга до днепра. в победоносных сражениях, которые возглавлял п.а. румянцев, у ларги и кагула (июль 1770 г.) участвовали запорожские и донские казаки. военные действия проходили и на территории кубани. кубанский корпус овладел крепостью копыл, занял побережье азовского моря. выход к побережью дал возможность россии восстановить азовскую флотилию. 21 августа 1773 г. флотилия под командованием а.н. сенявина дала бой турецкой эскадре у входа в бухту суджук-кале. затем эскадра сенявина близ старого устья кубани уничтожила шесть больших судов турок, сорвав попытку османов перебросить на северный кавказ многочисленную армию.
в марте 1773 г. татарский хан девлет-гирей попытался пробиться с кубани в крым и двинулся в направлении ейского укрепления. здесь его встретили казачьи полки платова и ларионова, которые не допустили отхода девлет-гирея.
в январе 1778 г. в копыл прибыл новый командир кубанского корпуса генерал-поручик а. с. суворов. изучив оборонительную систему, александр васильевич пришел к решению построить новую линию вдоль кубани. за короткий срок (до 17 апреля 1778 г.) полководец возводит 5 крепостей и 20 редутов между ними. в апреле 1783 г. правобережная кубань и тамань включены в состав россии. в июне 1783 г. близ ейского укрепления а. в. суворов принимает от ногайцев присягу на верность россии. но ногайцы верность не сохранили. осенью 1783 г. а. в. суворов разгромил ногайцев-клятвопреступников за кубанью в устье лабы в урочище керменчик..