Экология 10-11класс 4.5. Нормативные акты по рациональному природопользованию
Как уже отмечалось выше, среди законов, которые регулируют экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсных.
Природоресурсные нормативные акты регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере рационального использования отдельных видов природных ресурсов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий.
В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие: Земельный кодекс РФ, Закон РФ "О недрах", Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире", Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Все перечисленные законодательные акты определяют объекты и субъекты регулируемых правоотношений, основания пользования указанными объектами, сферу и систему государственного управления, а также содержат ряд норм, которые направлены на регулирование рационального использования природных ресурсов. Для этих нормативных актов характерно наличие некоторых общих признаков.
Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим объектом собственности, так как используются всем обществом, и поэтому государство ограничивает право собственности на природные ресурсы, устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов.
Указанные федеральные правовые акты определяют обязанности собственников и природопользователей. Основными их обязанностями является охрана и рациональное использование природных ресурсов.
Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия "охрана и рациональное использование природного ресурса". Какие качества природного ресурса являются приоритетными? Например, вода может использоваться для питья, для хозяйственных нужд, как судоходный путь и т. д. Если вода используется как судоходный путь, то ее чистота не имеет решающего значения. Законодательство определяет, что приоритетным качеством воды является ее пригодность для питья, т. е. чистота.
Законодательство определяет содержание понятия "охрана и рациональное использование природного ресурса" и предусматривает соответствующие меры.
Выполнение любых предписаний невозможно без наличия ответственности. Норма права — это не рекомендация, а повеление, за которым стоит авторитет государства.
Указанные законодательные акты предусматривают ответственность за нарушение соответствующего законодательства (земельного, водного, лесного и т. д.), причем меры ответственности могут иметь свои специфические особенности.
Рассмотрим подробнее два основных природоресурсных федеральных закона.
Земельный кодекс определяет: режим использования земель; порядок предоставления земельных участков для различных целей; порядок изъятия земель; основания прекращения прав на землю; права и обязанности собственников земли, землевладельцев и землепользователей; ответственность за нарушение земельного законодательства.
Земли, находящиеся в пределах территории Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Земля выполняет две основные функции. Земля может использоваться как основное средство производства в сельском хозяйстве и как пространственный базис для размещения на ней различных объектов хозяйственной деятельности (городов, промышленных предприятий, транспорта и т. д.).
Важной прерогативой управления земельным фондом является классификация земель по категориям, что позволяет государству осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения. Различают семь категорий земель:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов;
земли специального назначения (промышленность, транс порт, энергетика, оборона);
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли особо охраняемых территорий;
земли запаса.
Основной целью контроля за рациональным использованием земель является сохранение прежде всего сельскохозяйственных земель, а также недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования.
Земельные участки могут использоваться на правах собственности и на основании других прав (например, аренда земли). Собственниками земли и землепользователями могут быть граждане и юридические лица, которые могут использовать землю для различных целей: сельскохозяйственных нужд, строительства, изыскательских работ и т. д.
СДЕЛАТЬ ВЫВОД