Илоты – греки-ахейцы, превратившиеся дорийскими племенами в рабов. Но они жили семьями в деревушках, имели орудия труда, работали на земельных участках, как крестьяне. Спартанцы не имели права их продавать, потому что все илоты принадлежали не отдельным спартанцам, а Спартанскому государству. Илотов было в несколько раз больше, нежели самих спартанцев, поэтому те и обращались с ними жестоко, чтобы илоты боялись и повиновались. На них иногда устраивали охоту и убивали самых сильных. Афинских рабов было запрещено умышленно убивать, но по отношению к ним относились также жестоко, надсмотрщики избивали их плетью, они занимались самой тяжелой и опасной работой, например в каменоломнях и на рудниках. Рабы были вещами, их можно было свободно продавать. Афинские рабы редко занимались земледелием.
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
По своему устройству католическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Приходские священники избирали епископа епархии (области). Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.
По своему устройству католическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Приходские священники избирали епископа епархии (области). Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.