Эти стихотворения объединяют такие главные особенности любовной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. Это рассказ о себе, но не создание образа любимой женщины, не признание в любви, которая осталась в прошлом. Об этих особенностях передачи любовного чувства поэтом справедливо писал известный русский философ В. С. Соловьев: «Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему Я, — во всех его любовных произведениях остается нера-створенный осадок торжествующего, хотя бы и бессознательного, эгоизма». В любовных стихах о любви почти никогда не говорится в настоящем времени, любовь воспринимается лирическим героем в прошлом, «и мы видим только чарующую игру воспоминания и вооображения».
Эти стихотворения объединяют такие главные особенности любовной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. Это рассказ о себе, но не создание образа любимой женщины, не признание в любви, которая осталась в прошлом. Об этих особенностях передачи любовного чувства поэтом справедливо писал известный русский философ В. С. Соловьев: «Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему Я, — во всех его любовных произведениях остается нера-створенный осадок торжествующего, хотя бы и бессознательного, эгоизма». В любовных стихах о любви почти никогда не говорится в настоящем времени, любовь воспринимается лирическим героем в прошлом, «и мы видим только чарующую игру воспоминания и вооображения».