Жил-был в одном горном селе мальчик. Его отец умер, а мать тяжело работала. Мальчик помогал матери, ездил в лес и заготавливал дрова. Однажды осенью мальчик отправился в лес за дровами. Увидел дерево, у горного озера и достал свой топор, что бы срубить его. Но только он замахнулся, как топор выскользнул из рук и упал вводу. Мальчик сильно расстроился и заплакал. Но тут появился старичок и сказал мальчику, что поможет отыскать топор. Он вошёл в озеро и через некоторое время вернулся с топором из чистого золота. Но мальчик отказался его брать, ведь его топор был железным. Тогда старичок принёс мальчику серебряный топор, но и его не взял он. Он не хотел брать то, что ему не принадлежало. Тогда старик принёс ему железный топор, а за его честность, также подарил ему золотой и серебряный шпоры. Мальчик смог продать их и больше они с матерью не нуждались в деньгах
Сходство мотивов в лирическом отступлении из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя и стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» есть. Это и сожаление о прошедшей юности, и философское восприятие новой поры жизни, ее быстротечности. Однако у Есенина все это выражено несколько по-другому. Во-первых, начальная строка «Не жалею, не зову, не плачу...» гармонирует с последней строфой, отражающей настроение примирения с непреодолимыми законами жизни: «Будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть». Восприятие юности связано у поэта с картинами родины, с которой и ассоциируются лучшие годы жизни («белых яблонь дым», «увяданьем золота», «страна березового ситца»). «Буйство глаз и половодье чувств» — это свойство молодости рисуется Есениным также по ассоциации с картинами дорогой ему деревенской природы. Очень интересно метафорическое сравнение быстро промчавшейся жизни со своей скачкой «весенней гулкой ранью... на розовом коне».