Враждебное отношение духовенства к нововведениям подтолкнуло царя к осуществлению церковной реформы. Петр опасался влияния, которое духовенство оказывало на подданных. В создаваемом им «регулярном государстве» не должно было быть организаций, которые бы пользовались значительной самостоятельностью и действовали не по регламентам.
В 1700 г. Петр, воспользовавшись тем, что после смерти патриарха его место осталось свободным, фактически упразднил патриаршество. Вместо патриарха был назначен «местоблюститель» патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, впоследствии переименованная в Святейший Синод. Церковные иерархи должны были приносить присягу на верность императору. Реальная власть в Синоде находилась в руках светского чиновника — обер-прокурора, назначаемого царем.
Государство контролировало и земельные владения церкви. Был учрежден Монастырский приказ, который управлял монастырскими землями. Лишь часть доходов от землевладения шла на обеспечение монашествующих, остальные средства поступали в казну. В 1721 г. Петр приказал вернуть монастырям их земли, разоренные управлением чиновников. Монастырский приказ был упразднен, но ограничения для монастырей продолжали действовать. Монахам запрещалось держать в кельях бумагу и чернила, переходить из одного монастыря в другой. Петр мечтал превратить монастыри в богадельни для увечных солдат.
Изменения коснулись и приходского духовенства. Был произведен расчет, по которому на 100-150 дворов должен приходиться один священник. Все остальные зачислялись в тяглые сословия и платили подати. Священник обязан был блюсти государственные интересы. Петровский указ предписывал священникам доносить в государственные органы о «злоумышлениях», о которых они узнавали на исповеди. В их обязанности входил контроль за посещением подданными церкви. Так, церковь утратила свою самостоятельность и практически полностью была подчинена государству.
Ответ. И Генеральные штаты, и парламент Англии одобряли (либо не одобряли) новые налоги. Но формировались они по-разному. В Генеральных штатах были представители всех трёх сословий, и заседали они по сословиям. В Английском парламенте наибольшая власть в начале была у верхней палаты, где заседали только бароны. Нижняя палата состояла из представителей в основном средний и мелких феодалов, лишь дополненных представителями некоторых городов (все слои населения эта палата стала представлять только после реформ XIX века). То есть парламент был представительством в основном феодалов, которое представительство городов только дополняло, к тоже представительство лишь некоторых городов.
В 1700 г. Петр, воспользовавшись тем, что после смерти патриарха его место осталось свободным, фактически упразднил патриаршество. Вместо патриарха был назначен «местоблюститель» патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, впоследствии переименованная в Святейший Синод. Церковные иерархи должны были приносить присягу на верность императору. Реальная власть в Синоде находилась в руках светского чиновника — обер-прокурора, назначаемого царем.
Государство контролировало и земельные владения церкви. Был учрежден Монастырский приказ, который управлял монастырскими землями. Лишь часть доходов от землевладения шла на обеспечение монашествующих, остальные средства поступали в казну. В 1721 г. Петр приказал вернуть монастырям их земли, разоренные управлением чиновников. Монастырский приказ был упразднен, но ограничения для монастырей продолжали действовать. Монахам запрещалось держать в кельях бумагу и чернила, переходить из одного монастыря в другой. Петр мечтал превратить монастыри в богадельни для увечных солдат.
Изменения коснулись и приходского духовенства. Был произведен расчет, по которому на 100-150 дворов должен приходиться один священник. Все остальные зачислялись в тяглые сословия и платили подати. Священник обязан был блюсти государственные интересы. Петровский указ предписывал священникам доносить в государственные органы о «злоумышлениях», о которых они узнавали на исповеди. В их обязанности входил контроль за посещением подданными церкви. Так, церковь утратила свою самостоятельность и практически полностью была подчинена государству.