– Ничего, там приоденут в мундиры и еполеты нацепят.
Но Петербурга новобранцам так и не показали. Не доезжая до вокзала, эшелон подали в тупик и всех прибывших расформировали по разным частям гарнизона.
Василий вместе с краснощеким шутником и группой других туляков попал в Ораниенбаум.
Их сгоняли в баню, обрядили в солдатское обмундирование, поместили в унылые, мрачные казармы.
В Петербурге, когда стало известно, что их везут в Ораниенбаум, Василий подумал, что попадет в оружейную мастерскую, о которой слышал еще в Туле. Но, очутившись в казарме, он понял, что жестоко обманулся.
На другой же день началась обычная солдатская муштра. Новобранцев обучали шагистике, отдаванию чести, словесности, знанию приветствий, ответов начальству, воинских уставов.
Недели через две Василий уже мог четко шагать, отдавать честь, величать офицеров «Ваше благородие», или «Ваше высокоблагородие» и отвечать по уставу: «Так точно» или «Никак нет» – и думал, что учения подходят к концу. Но оказалось, что они только начались.
На смену шагистике пришла маршировка строем. На огромном военном поле с утра и до позднего вечера не прекращались крики фельдфебелей.
– Смирно!.. Равнение направо!.. Шагом – марш!..
В Ораниенбауме в то время находилась офицерская стрелковая школа. При школе была большая оружейная мастерская, для пополнения личного состава которой отбирались рабочие с оружейных заводов, подлежащие призыву.
Однако из призванных новобранцев, проходящих обучение при офицерской школе, в оружейную мастерскую попадали только единицы, да и то лишь после строевого обучения.
Василий приуныл. При его скромности нечего было и думать попасть в оружейную мастерскую.
Через несколько месяцев после приезда в Ораниенбаум новобранцев начали обучать стрельбе из только что появившихся тогда пулеметов; пулеметы были несовершенны и очень часто ломались. Однажды пулемет отказал в стрельбе, и ни солдаты, ни офицер ничего не могли с ним поделать. Послали за механиком в мастерскую, но и тот, провозившись около часа, не смог исправить повреждение.
Офицер обругал механика и, повернувшись, пошел к начальнику полигона.
Василий, все время наблюдавший за тем, как механик разбирал и собирал пулемет, вдруг встрепенулся и побежал догонять офицера.
– Ваше благородие, дозвольте мне посмотреть пулемет, может, сумею починить.
Офицер сердито оглядел щупленького солдата и, с досады махнув рукой, пошел дальше.
Дегтярев, истолковав этот жест за разрешение, подбежал к пулемету и начал его разбирать.
Солдаты, обступив его, подбадривали:
– Верно, правильно, землячок, покажи им, на что наши Эх, инструменту нет, – с досадой сказал Василий. – Братцы, может, кто сбегает в мастерскую за отверткой и напильником.
– Это мы разом, – отозвались в толпе несколько человек. Они побежали в мастерскую и вернулись с целым ящиком инструментов.
Василий, ловко орудуя инструментами, начал исправлять повреждение не больше двадцати минут, как пулемет был исправлен и собран.
– А ну, братцы, кто желает испытать?
– Дайте-ка мне, – сказал бравый сосед Василия по вагону, которого все звали Гришкой.
Он присел у пулемета и дал короткую очередь.
– Идет, ребята! – закричал он. – Вот что значит туляки-казяки!..[5]
Услышав стрельбу, офицер вернулся и подошел к Дегтяреву.
– Починил?
– Так точно, ваше благородие!
– Молодец. Как фамилия?
Василий вытянулся и отрапортовал:
– Дегтярев Василий Алексеев…
После учения офицер доложил о случившемся начальству, и смышленого солдата перевели в оружейную мастерскую.
События, описываемые Н.В. Гоголем, лежат в основе казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленные гетманом Н. Потоцким. В эти времена Речь Посполита решительно стремилась обратить подконтрольную ей часть территорий в католичество и вела весьма агрессивную культурную аннексию в отношении запорожского казачества.
В центре этих нашумевших событий оказалось как знатное сословие, так и простые казаки, отдававшие жизнь, защищая культуру и самобытность своего края. Конфликт был весьма масштабным и охватывал большую часть социальных слоёв украинского населения.
Тарас Бульба в повести ярко изобразил образ консервативного защитника своей веры, дома и культуры, готового отдать жизнь во благо идее и малой Родины. Он свято чтил православные заповеди, соблюдая все каноны и предписания своей религии. Так, в моменте, когда настала пора выдвигаться в путь, он, следуя традициям православного быта, просит всех присесть на дорожку, ведь так заведено ещё с давних пор.
ДетиИ дети тоже должны пойти в отца: статные могучие красавцы, молодые казаки, наполненные силой и уверенностью, непреодолимой решительностью и напором. Но в одной из первых сцен произведения мы наглядно видим внутрисемейную стратификацию: пока Остап борется со своим отцом, выясняя с ним отношения, ведь тот очень колко иронизировал их внешний вид, Андрий обнимается со своей матерью. Бульба хвалит своего старшего сына- Остапа, и не одобряет поведения младшего: он говорит, что сабля- единственная мать казака и степь свободная одна лишь нежба.
В этой сценке читатель сразу видит братское разъединение, когда сталкиваются два разных мировоззрения и менталитета в одной семье. Здесь мы понимаем, что и в дальнейшем мировосприятию братьев суждено столкнуться на ментальном, внутреннем уровне, когда с виду дружные и крепкие семейные отношения разрушаются под давлением жизненных обстоятельств и нравственного выбора.
Так же мы можем наблюдать братский конфликт, когда уже прибыв в Сечь, оба сына Тараса видят, как казацкий коллектив заживо хоронит казака, по пьяни заколовшего своих друзей. Андрий выступает за идею гуманизма и римского права, которому их учили в семинарии, Остап же становится на сторону традиционалистов и парирует тем, что в их крае свои порядки. Эта сцена с ещё большей наглядностью демонстрирует нам , в чём же таится то зерно семейной трагедии, повлекшей за собой смерть всего рода, от детей до отца.
Мальчики с папойДалее в повести мы узнаём, что поляки напали на хутор Тараса и убили его жену, попутно разорив всех жителей. Все споры внутри Сечи сразу умолкают, и решение казачьего круга становится очевидным: казаки восстают против польского короля, посягнувшего на самостоятельность и независимость казацкого быта. Ведь прибывшие в Сечь с плохими вестями казаки рассказывают коллективу очень страшные истории о бесчинствах, что творят ляхи на казацкой земле. Всё войско мигом поднимается идти в бой, ведь затронуто самое святое для казака: право на независимость и родной край.
Казаки неудачно пытаются штурмовать польский город и начинают осаду, оградив его жителей от связи с окружающим миром. Спустя небольшой промежуток времени к Андрию ночью приходит служанка его возлюбленной- дочери польского гетмана и просит его дать для её госпожи немного хлеба, рассказывая о тайном ходе под городом. Здесь семейный конфликт достиг своего апогея и Андрий, прибыв к своей возлюбленной, заявляет ей, что она его Родина и край родной для человека- это то место, где ему хорошо и уютно.
Эта повесть иллюстрирует нам весь корень конфликтов и причину измены Родины. Остап был патриотом своего родного края и принял мученическую смерть, защищая его честь. Андрий же проявил малодушие и выбрал себе место под солнцем, среди дочери польского гетмана и столичной знати. Н.В. Гоголь показа читатель вечный конфликт на гражданском уровне: конфликт народной идентификации и верности своей культуре и родному краю. Для людей, подобных Андрию- это место, в котором им хорошо и их защитят, в случае с Остапом- это место, которое они сделают хорошим и которое будут защищать до последней капли крови, жертвуя жизнью.
Василий Дегтярев и другие новобранцы думали, что их везут в Москву.
– Не горюй, ребята, – говорил веселый краснощекий парень, – от Москвы до Тулы рукой подать. В случае чего, и на побывку дернем...
Кто-то заиграл на гармонике, кто-то затянул песню. До Москвы доехали незаметно...
Но в Москве сообщили, что эшелон пойдет дальше, на Петербург...
– Ишь ты, ядрена лапоть, в столицу покатим, вздумали собаку мясом испугать.
Новобранцы расхохотались, посыпались шутки, прибаутки.
– Поглядим на Петербург. Пройдемся по Невскому,
– В лапотцах да с котомкой за плечами?
– Ничего, там приоденут в мундиры и еполеты нацепят.
Но Петербурга новобранцам так и не показали. Не доезжая до вокзала, эшелон подали в тупик и всех прибывших расформировали по разным частям гарнизона.
Василий вместе с краснощеким шутником и группой других туляков попал в Ораниенбаум.
Их сгоняли в баню, обрядили в солдатское обмундирование, поместили в унылые, мрачные казармы.
В Петербурге, когда стало известно, что их везут в Ораниенбаум, Василий подумал, что попадет в оружейную мастерскую, о которой слышал еще в Туле. Но, очутившись в казарме, он понял, что жестоко обманулся.
На другой же день началась обычная солдатская муштра. Новобранцев обучали шагистике, отдаванию чести, словесности, знанию приветствий, ответов начальству, воинских уставов.
Недели через две Василий уже мог четко шагать, отдавать честь, величать офицеров «Ваше благородие», или «Ваше высокоблагородие» и отвечать по уставу: «Так точно» или «Никак нет» – и думал, что учения подходят к концу. Но оказалось, что они только начались.
На смену шагистике пришла маршировка строем. На огромном военном поле с утра и до позднего вечера не прекращались крики фельдфебелей.
– Смирно!.. Равнение направо!.. Шагом – марш!..
В Ораниенбауме в то время находилась офицерская стрелковая школа. При школе была большая оружейная мастерская, для пополнения личного состава которой отбирались рабочие с оружейных заводов, подлежащие призыву.
Однако из призванных новобранцев, проходящих обучение при офицерской школе, в оружейную мастерскую попадали только единицы, да и то лишь после строевого обучения.
Василий приуныл. При его скромности нечего было и думать попасть в оружейную мастерскую.
Через несколько месяцев после приезда в Ораниенбаум новобранцев начали обучать стрельбе из только что появившихся тогда пулеметов; пулеметы были несовершенны и очень часто ломались. Однажды пулемет отказал в стрельбе, и ни солдаты, ни офицер ничего не могли с ним поделать. Послали за механиком в мастерскую, но и тот, провозившись около часа, не смог исправить повреждение.
Офицер обругал механика и, повернувшись, пошел к начальнику полигона.
Василий, все время наблюдавший за тем, как механик разбирал и собирал пулемет, вдруг встрепенулся и побежал догонять офицера.
– Ваше благородие, дозвольте мне посмотреть пулемет, может, сумею починить.
Офицер сердито оглядел щупленького солдата и, с досады махнув рукой, пошел дальше.
Дегтярев, истолковав этот жест за разрешение, подбежал к пулемету и начал его разбирать.
Солдаты, обступив его, подбадривали:
– Верно, правильно, землячок, покажи им, на что наши Эх, инструменту нет, – с досадой сказал Василий. – Братцы, может, кто сбегает в мастерскую за отверткой и напильником.
– Это мы разом, – отозвались в толпе несколько человек. Они побежали в мастерскую и вернулись с целым ящиком инструментов.
Василий, ловко орудуя инструментами, начал исправлять повреждение не больше двадцати минут, как пулемет был исправлен и собран.
– А ну, братцы, кто желает испытать?
– Дайте-ка мне, – сказал бравый сосед Василия по вагону, которого все звали Гришкой.
Он присел у пулемета и дал короткую очередь.
– Идет, ребята! – закричал он. – Вот что значит туляки-казяки!..[5]
Услышав стрельбу, офицер вернулся и подошел к Дегтяреву.
– Починил?
– Так точно, ваше благородие!
– Молодец. Как фамилия?
Василий вытянулся и отрапортовал:
– Дегтярев Василий Алексеев…
После учения офицер доложил о случившемся начальству, и смышленого солдата перевели в оружейную мастерскую.
Объяснение:
В центре этих нашумевших событий оказалось как знатное сословие, так и простые казаки, отдававшие жизнь, защищая культуру и самобытность своего края. Конфликт был весьма масштабным и охватывал большую часть социальных слоёв украинского населения.
Тарас Бульба в повести ярко изобразил образ консервативного защитника своей веры, дома и культуры, готового отдать жизнь во благо идее и малой Родины. Он свято чтил православные заповеди, соблюдая все каноны и предписания своей религии. Так, в моменте, когда настала пора выдвигаться в путь, он, следуя традициям православного быта, просит всех присесть на дорожку, ведь так заведено ещё с давних пор.
ДетиИ дети тоже должны пойти в отца: статные могучие красавцы, молодые казаки, наполненные силой и уверенностью, непреодолимой решительностью и напором. Но в одной из первых сцен произведения мы наглядно видим внутрисемейную стратификацию: пока Остап борется со своим отцом, выясняя с ним отношения, ведь тот очень колко иронизировал их внешний вид, Андрий обнимается со своей матерью. Бульба хвалит своего старшего сына- Остапа, и не одобряет поведения младшего: он говорит, что сабля- единственная мать казака и степь свободная одна лишь нежба.
В этой сценке читатель сразу видит братское разъединение, когда сталкиваются два разных мировоззрения и менталитета в одной семье. Здесь мы понимаем, что и в дальнейшем мировосприятию братьев суждено столкнуться на ментальном, внутреннем уровне, когда с виду дружные и крепкие семейные отношения разрушаются под давлением жизненных обстоятельств и нравственного выбора.
Так же мы можем наблюдать братский конфликт, когда уже прибыв в Сечь, оба сына Тараса видят, как казацкий коллектив заживо хоронит казака, по пьяни заколовшего своих друзей. Андрий выступает за идею гуманизма и римского права, которому их учили в семинарии, Остап же становится на сторону традиционалистов и парирует тем, что в их крае свои порядки. Эта сцена с ещё большей наглядностью демонстрирует нам , в чём же таится то зерно семейной трагедии, повлекшей за собой смерть всего рода, от детей до отца.
Мальчики с папойДалее в повести мы узнаём, что поляки напали на хутор Тараса и убили его жену, попутно разорив всех жителей. Все споры внутри Сечи сразу умолкают, и решение казачьего круга становится очевидным: казаки восстают против польского короля, посягнувшего на самостоятельность и независимость казацкого быта. Ведь прибывшие в Сечь с плохими вестями казаки рассказывают коллективу очень страшные истории о бесчинствах, что творят ляхи на казацкой земле. Всё войско мигом поднимается идти в бой, ведь затронуто самое святое для казака: право на независимость и родной край.
Казаки неудачно пытаются штурмовать польский город и начинают осаду, оградив его жителей от связи с окружающим миром. Спустя небольшой промежуток времени к Андрию ночью приходит служанка его возлюбленной- дочери польского гетмана и просит его дать для её госпожи немного хлеба, рассказывая о тайном ходе под городом. Здесь семейный конфликт достиг своего апогея и Андрий, прибыв к своей возлюбленной, заявляет ей, что она его Родина и край родной для человека- это то место, где ему хорошо и уютно.
Эта повесть иллюстрирует нам весь корень конфликтов и причину измены Родины. Остап был патриотом своего родного края и принял мученическую смерть, защищая его честь. Андрий же проявил малодушие и выбрал себе место под солнцем, среди дочери польского гетмана и столичной знати. Н.В. Гоголь показа читатель вечный конфликт на гражданском уровне: конфликт народной идентификации и верности своей культуре и родному краю. Для людей, подобных Андрию- это место, в котором им хорошо и их защитят, в случае с Остапом- это место, которое они сделают хорошим и которое будут защищать до последней капли крови, жертвуя жизнью.