Отставание Османской империи от ведущих европейских держав вынудило султана Абдул Меджида начать ташимат - «политику реформ» (1839). Вновь была, реорганизована армия, упорядочены финансовая система и налогообложение. Поначалу реформы, отражавшие . интересы торговой оуржуазии, шли медленно, наталкиваясь на сопротивление землевладельцев. Но с середины 1850 х гг. танзимат проводился более активно. Аграрный закон 1858 г сделал крестьян формально свободными, однако не наделил их землёй. Правда, данный закон позволял арендовать и покупать землю, но воспользоваться этим правом могли лишь зажиточные крестьяне, т. е. меньшинство. Сами же правители Османской империи по -прежнему, основное внимание уделяли армии. Султан Махмуд TI (правил в 1808-1839 гг.) провел в середине 1820 х тт. ещё одну реформу армии. Были укреплены регулярные части которые начали формироваться ещё при Селиме III. Это то и привело" к обострению внутреннего кризиса в империи. Дело в том что солдатам новых формирований было назначено весьма высокое денежное и натуральное довольствие. Недовольные этим янычары подняли бунт (июль 1826 г.), который был жестоко подавлен новой армией. В итоге ликвидация янычарского войска ослабила османскую армию в целом. Однако на открытии конференции турки внезапно объявили, что в империи вводится конституция, которая гарантирует равенство всем её подданным, включая христиан. А поскольку именно па этом строили свои требования европейские державы, проведение конференции лишалось смысла
В 80-е годы XIX века социально-политическая обстановка в Индии и вокруг неё в британских правящих кругах поставила вопрос о создании политической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880—1884) поддержал в этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В своем меморандуме он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках. В постановлениях, форума индийских патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту; ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за .счет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальных советах. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии