На Руси его умел «читать» каждый верующий человек, вне зависимости от того, был ли он обучен грамоте.
Каждый элемент, каждая деталь внутреннего убранства храма имеет свое скрытое значение.
Стены храма «толкуются как закон Божий» .
Низ стены символизирует землю, и здесь раньше изображали донато-ров (заказчиков, на чьи деньги сооружался или расписывался храм) , царей (как символ незыблемости благословенной власти) и канонизированных свя-тых (их изображают и сегодня) .
Наверху стены отражены события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов.
Так как храм - это модель мира, то каждая его стена соответствует одной из сторон света.
Стены храма строились одинаковыми в длину так, что внутреннее пространство приобретало форму куба.
Такой стиль характерен для древних церквей, таких как новгородские, московские, киевские церкви.
Восточная часть храма символизирует область света и райского блаженства, потому что на Востоке находился рай, из которого были изгнаны Адам и Ева.
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» .
На этой стороне обычно хоронили почивших.
Традиционно росписи в западной части храма отображают мрачные образы пророчеств и Страшного Суда. Однако есть исключения из правил. Например, в храме св. Софии в Киеве на запад-ной части храма изображены светские сцены забав и игрищ. Они напомина-ют верующим о суетности мирской жизни.
Сам храм считается телом Церкви, а его купол – вместилищем божественной премудрости.
Поэтому в таких ранних христианских храмах, как Преображенский собор в Чернигове, купол напоминает череп, голову.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.
Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на по вере во Христа.
Эпикалык салт боюнча Манас менен Каныкей көпкө балалуу болбой, алп Кошойдун батасынан кийин гана Семетей бойго бүтөт. Эпикалык сюжеттин өнүгүш салттарына ылайык Семетейдин укмуштуу төрөлүшү, келечектеги баатырдык иштери да символдоштурулуп берилет:
Таманы менен тик тууган,Оң колуна кара канКармай түштү деп угам.Кара кан кармай түшкөнү,Катылышкан душманды,Каарданып урушсаКанын төгөм дегени,Сол колуна сары заарУучтай түшкөн себеби,Сары заардай саргартыпДүмүрүн казам дегени.Эпикалык салт боюнча Семетейге ылайыктуу ысым берүү да кыйынчылыкка турат.Семетей 3 бетте олуп калат.
Христианский храм – «книга для неграмотных» .
На Руси его умел «читать» каждый верующий человек, вне зависимости от того, был ли он обучен грамоте.
Каждый элемент, каждая деталь внутреннего убранства храма имеет свое скрытое значение.
Стены храма «толкуются как закон Божий» .
Низ стены символизирует землю, и здесь раньше изображали донато-ров (заказчиков, на чьи деньги сооружался или расписывался храм) , царей (как символ незыблемости благословенной власти) и канонизированных свя-тых (их изображают и сегодня) .
Наверху стены отражены события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов.
Так как храм - это модель мира, то каждая его стена соответствует одной из сторон света.
Стены храма строились одинаковыми в длину так, что внутреннее пространство приобретало форму куба.
Такой стиль характерен для древних церквей, таких как новгородские, московские, киевские церкви.
Восточная часть храма символизирует область света и райского блаженства, потому что на Востоке находился рай, из которого были изгнаны Адам и Ева.
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» .
На этой стороне обычно хоронили почивших.
Традиционно росписи в западной части храма отображают мрачные образы пророчеств и Страшного Суда. Однако есть исключения из правил. Например, в храме св. Софии в Киеве на запад-ной части храма изображены светские сцены забав и игрищ. Они напомина-ют верующим о суетности мирской жизни.
Сам храм считается телом Церкви, а его купол – вместилищем божественной премудрости.
Поэтому в таких ранних христианских храмах, как Преображенский собор в Чернигове, купол напоминает череп, голову.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.
Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на по вере во Христа.
Эпикалык салт боюнча Манас менен Каныкей көпкө балалуу болбой, алп Кошойдун батасынан кийин гана Семетей бойго бүтөт. Эпикалык сюжеттин өнүгүш салттарына ылайык Семетейдин укмуштуу төрөлүшү, келечектеги баатырдык иштери да символдоштурулуп берилет:
Таманы менен тик тууган,Оң колуна кара канКармай түштү деп угам.Кара кан кармай түшкөнү,Катылышкан душманды,Каарданып урушсаКанын төгөм дегени,Сол колуна сары заарУучтай түшкөн себеби,Сары заардай саргартыпДүмүрүн казам дегени.Эпикалык салт боюнча Семетейге ылайыктуу ысым берүү да кыйынчылыкка турат.Семетей 3 бетте олуп калат.