Быт русских помещиков этого периода можно понять по героям художественных произведений.
Многие из них или уже разорились, или разорялись. И разорялись они из-за того, что не могли рачительно вести хозяйство. Это хорошо видно в пьесах Антона Павловича Чехова. например, «Вишнёвом саде». Причём примером является не только семья Раневских, но и помещик Симеонов-Пищик, который постоянно у всех занимает и перезанимает деньги, чтобы отдать даже не заклад в банк, а процент по нему. Примечательно, как в конце пьесы Симеонов-Пищик рассказывает про англичан, которые нашли на его землях особую глину, видимо каолин (особая белая глина, необходимая для производства фарфора). То есть всё это время он мог иметь большой доход с добычи этой глины, но даже не знал про неё. Возможно, и нашедшие её англичане платят ему меньше, чем он мог бы получать, сам поставляя её на фабрики. Быт помещиков в этой пьесе довольно праздный. Они гуляют, рассуждают, но в большинстве своём ничего не делают.
У Антона Павловича есть и другие примеры. В «Лешем» и более поздней его переработке «Дяде Ване» показаны имения без долгов. Их хозяева работают в поте лица, будто приказчики. Они выезжают на пикники, отдыхают на природе, но в основном проводят время за бумагами и счётами. Хозяйство поглощает времени не меньше, чем конторская работа у городских клерков.
У некоторых ещё были средства жить на широкую ногу. Отдельные дворяне по несколько лет могли прожигать жизнь за границей, как Ипполит Матвеевич Воробьянинов из «12 стульев» (основной сюжет книги относится уже к советским временам, но описанная там молодость Воробьянинова проходила в конце XIX века). Правда, это было опасно. Нельзя забывать, что именно за границей Раневская из «Вишневого сада» сделала основную часть своих долгов.
Многие из них или уже разорились, или разорялись. И разорялись они из-за того, что не могли рачительно вести хозяйство. Это хорошо видно в пьесах Антона Павловича Чехова. например, «Вишнёвом саде». Причём примером является не только семья Раневских, но и помещик Симеонов-Пищик, который постоянно у всех занимает и перезанимает деньги, чтобы отдать даже не заклад в банк, а процент по нему. Примечательно, как в конце пьесы Симеонов-Пищик рассказывает про англичан, которые нашли на его землях особую глину, видимо каолин (особая белая глина, необходимая для производства фарфора). То есть всё это время он мог иметь большой доход с добычи этой глины, но даже не знал про неё. Возможно, и нашедшие её англичане платят ему меньше, чем он мог бы получать, сам поставляя её на фабрики. Быт помещиков в этой пьесе довольно праздный. Они гуляют, рассуждают, но в большинстве своём ничего не делают.
У Антона Павловича есть и другие примеры. В «Лешем» и более поздней его переработке «Дяде Ване» показаны имения без долгов. Их хозяева работают в поте лица, будто приказчики. Они выезжают на пикники, отдыхают на природе, но в основном проводят время за бумагами и счётами. Хозяйство поглощает времени не меньше, чем конторская работа у городских клерков.
У некоторых ещё были средства жить на широкую ногу. Отдельные дворяне по несколько лет могли прожигать жизнь за границей, как Ипполит Матвеевич Воробьянинов из «12 стульев» (основной сюжет книги относится уже к советским временам, но описанная там молодость Воробьянинова проходила в конце XIX века). Правда, это было опасно. Нельзя забывать, что именно за границей Раневская из «Вишневого сада» сделала основную часть своих долгов.