3. Профессионализм. Это не просто профессиональное отношение к спорту, но и умение спортсмена на протяжении многих лет вести профессиональный образ жизни (имидж, поведение, режим, питание и пр.)
4. «Закрытость» («замаскированность»). Спортсмен-чемпион, которого знают, изучают, узнают, со временем вырабатывает специфический внешний образ, обеспечивающий чувство дистанции, недоступность, своего рода отдаленность от основной массы людей, как защита от необязательного и всегда нагрузочного общения, от вторжений со стороны малознакомых и незнакомых людей в личную жизнь и в саму деятельность, особенно в условиях ответственных соревнований
5. Ритуализм. Представляет собой определённым образом организованное поведение, набор примет. Спортсмен-чемпион преобразует в ритуальную практически всю свою жизнь «от рассвета до заката», и выглядит эта жизнь так: молитва, зарядка, система питания, с полной отдачей две-три тренировки в день, заполнение личного дневника и молитва перед сном.
6. «Сопротивляемость». Спортсменов-чемпионов отличает выработанная «сопротивляемость» природным инстинктам, собственным комплексам, условиям современного спорта (жесткая конкуренция, закулисная борьба, подлое судейство, враждебность соперников, болельщиков, прессы).
7. Стабильность. Спортсмены-чемпионы стабильны в своей спортивной деятельности, они никогда не опускаются ниже определенного уровня, в проявлении бойцовских качеств и технико-тактического мастерства. Также спортсмены-чемпионы стабильны в своем поведении, проявлениях черт характера, в основе которых жесточайший самоконтроль.
Как известно спортсмены разных видов спорта обладают различным набором доминирующих личностных черт. Для того, чтобы с детства разглядеть в новичке будущего чемпиона нужно знать какими именно чертами должен обладать спортсмен в конкретном виде спорта.
Для этого будет проводиться исследование, направленное на изучение личностных черт, которыми должны обладать спортсмены-фигуристы. Фигурное катание выбрано потому, что этот вид спорта не только спорт, а еще и искусство. К тому же не смотря на его популярность во всем мире, литературы по проблемам психологии в фигурном катании очень мало. А исследований в этой области единицы. Кроме того, фигуристам психологическая нужна едва ли не больше чем другим спортсменам. Постоянные нагрузки, напряженные отношения в команде, бесконечные соревнования - все это накладывает большой отпечаток на личность спортсменов, а ведь большинство выступающих на мировой арене фигуристов совсем еще юные. Их неокрепшие нервы не всегда могут выдержать нагрузки, которые они должны выдерживать.
О важности психологической подготовки спортсмена сказано немало слов. По психологии спорта написано большое количество литературы, в которой практически полезной информации очень мало. До некоторого времени исследователи даже не разделяли спортсменов по видам спорта. Что же тогда говорить о грамотной психологической подготовке. Практическая психология проникает в спорт с большим трудом. Реальная психологическая работа ведется на узком фронте и небольшими силами. По всей видимости, одна из причин того, что современные системы практической психологии не нашли еще широкого применения в спорте, коренится в устоявшихся взглядах и верованиях относительно того, что представляет собой спортсмен, как он побеждает и что ему нужно для победы.
В практической работе и стиле мышления многих спортивных тренеров намечается - и с каждым годом все отчетливее - тенденция к технологизированию своей деятельности. Грубо говоря, тренер начинает осознавать себя "инженером спортивных достижений" и львиную долю своих профессиональных усилий направляет по линии "методика - результат". Сам спорт при таком подходе мыслится в чем-то аналогичным производству заготовка-новичок, который попадая в умелые руки вооруженного передовой методикой тренера, превращается со временем в квалифицированного спортсмена. Личность самого спортсмена остается при этом за кулисами. В лучшем случае спорт превращается в соревнование систем спортивной подготовки, в худшем - его развитие направляется по экстенсивному пути, что находит свое выражение в весьма распространенной среди тренеров уверенности, что результат на соревнованиях всегда пропорционален труду на тренировках. В спортсмене начинают видеть что-то вроде часового механизма: чем туже вкручена пружина на тренировках, тем мощнее раскрутится она в решающий момент. А победит тот, кто "взведен" сильнее других. Так весь промежуток времени, в течение которого человек занимается спортом, включая и тренировки, превращается в сплошное соревнование, а само соревнование - в простую демонстрацию достигнутого уровня подготовки.
Естественно, что в жесткие рамки такого спорта вписать психологическую подготовку спортсмена довольно сложно: здание уже выстроено, все детали машины прилажены, притерты одна к другой. Тогда единственное, что остается на долю практического психолога в спорте спортсмену реализовать достигнутое, осуществить запланированное, предохранить его от нервных срывов... Для того, чтобы это задание выполнялось успешно необходимо знать с какой стороны спортсмена поджидает опасность, чего не хватает ему для успешных выступлений.
Именно на этом этапе и нужно применять знания, касающиеся личности спортсмена в конкретном виде спорта. Если эти знания есть, то еще в новичке не сложно будет разглядеть будущего чемпиона, и вырастить этого чемпиона в соответствии с образом идеального спортсмена. А для этого необходимо знать, какими именно качествами, и в какой мере должен обладать идеальный спортсмен.
Это необходимо знать не только психологу. Любой тренер многое отдал бы за то, чтобы знать, что именно из этого ребенка получиться чемпион, именно на этого ребенка стоит делать ставки. Ведь как часто бывает, что тренеры ошибаются. В детстве спортсмен подавал надежды, выигрывал соревнования, прогрессировал быстрее своих сверстников. А потом в один момент остановился на этой точке, и дальше развиваться просто не Еще хуже, когда спортсмен талантлив, одарен от природы, но ему не хватает силы личности для того, чтобы добиться успеха. Именно в этом случае лучше всего знание необходимых личностных качеств. То есть знание того, чего именно не хватает этому одаренному малышу. Пока ребенок маленький еще можно развить эти качества, чем старше он будет - тем будет сложнее.
3. Профессионализм. Это не просто профессиональное отношение к спорту, но и умение спортсмена на протяжении многих лет вести профессиональный образ жизни (имидж, поведение, режим, питание и пр.)
4. «Закрытость» («замаскированность»). Спортсмен-чемпион, которого знают, изучают, узнают, со временем вырабатывает специфический внешний образ, обеспечивающий чувство дистанции, недоступность, своего рода отдаленность от основной массы людей, как защита от необязательного и всегда нагрузочного общения, от вторжений со стороны малознакомых и незнакомых людей в личную жизнь и в саму деятельность, особенно в условиях ответственных соревнований
5. Ритуализм. Представляет собой определённым образом организованное поведение, набор примет. Спортсмен-чемпион преобразует в ритуальную практически всю свою жизнь «от рассвета до заката», и выглядит эта жизнь так: молитва, зарядка, система питания, с полной отдачей две-три тренировки в день, заполнение личного дневника и молитва перед сном.
6. «Сопротивляемость». Спортсменов-чемпионов отличает выработанная «сопротивляемость» природным инстинктам, собственным комплексам, условиям современного спорта (жесткая конкуренция, закулисная борьба, подлое судейство, враждебность соперников, болельщиков, прессы).
7. Стабильность. Спортсмены-чемпионы стабильны в своей спортивной деятельности, они никогда не опускаются ниже определенного уровня, в проявлении бойцовских качеств и технико-тактического мастерства. Также спортсмены-чемпионы стабильны в своем поведении, проявлениях черт характера, в основе которых жесточайший самоконтроль.
Как известно спортсмены разных видов спорта обладают различным набором доминирующих личностных черт. Для того, чтобы с детства разглядеть в новичке будущего чемпиона нужно знать какими именно чертами должен обладать спортсмен в конкретном виде спорта.
Для этого будет проводиться исследование, направленное на изучение личностных черт, которыми должны обладать спортсмены-фигуристы. Фигурное катание выбрано потому, что этот вид спорта не только спорт, а еще и искусство. К тому же не смотря на его популярность во всем мире, литературы по проблемам психологии в фигурном катании очень мало. А исследований в этой области единицы. Кроме того, фигуристам психологическая нужна едва ли не больше чем другим спортсменам. Постоянные нагрузки, напряженные отношения в команде, бесконечные соревнования - все это накладывает большой отпечаток на личность спортсменов, а ведь большинство выступающих на мировой арене фигуристов совсем еще юные. Их неокрепшие нервы не всегда могут выдержать нагрузки, которые они должны выдерживать.
О важности психологической подготовки спортсмена сказано немало слов. По психологии спорта написано большое количество литературы, в которой практически полезной информации очень мало. До некоторого времени исследователи даже не разделяли спортсменов по видам спорта. Что же тогда говорить о грамотной психологической подготовке. Практическая психология проникает в спорт с большим трудом. Реальная психологическая работа ведется на узком фронте и небольшими силами. По всей видимости, одна из причин того, что современные системы практической психологии не нашли еще широкого применения в спорте, коренится в устоявшихся взглядах и верованиях относительно того, что представляет собой спортсмен, как он побеждает и что ему нужно для победы.
В практической работе и стиле мышления многих спортивных тренеров намечается - и с каждым годом все отчетливее - тенденция к технологизированию своей деятельности. Грубо говоря, тренер начинает осознавать себя "инженером спортивных достижений" и львиную долю своих профессиональных усилий направляет по линии "методика - результат". Сам спорт при таком подходе мыслится в чем-то аналогичным производству заготовка-новичок, который попадая в умелые руки вооруженного передовой методикой тренера, превращается со временем в квалифицированного спортсмена. Личность самого спортсмена остается при этом за кулисами. В лучшем случае спорт превращается в соревнование систем спортивной подготовки, в худшем - его развитие направляется по экстенсивному пути, что находит свое выражение в весьма распространенной среди тренеров уверенности, что результат на соревнованиях всегда пропорционален труду на тренировках. В спортсмене начинают видеть что-то вроде часового механизма: чем туже вкручена пружина на тренировках, тем мощнее раскрутится она в решающий момент. А победит тот, кто "взведен" сильнее других. Так весь промежуток времени, в течение которого человек занимается спортом, включая и тренировки, превращается в сплошное соревнование, а само соревнование - в простую демонстрацию достигнутого уровня подготовки.
Естественно, что в жесткие рамки такого спорта вписать психологическую подготовку спортсмена довольно сложно: здание уже выстроено, все детали машины прилажены, притерты одна к другой. Тогда единственное, что остается на долю практического психолога в спорте спортсмену реализовать достигнутое, осуществить запланированное, предохранить его от нервных срывов... Для того, чтобы это задание выполнялось успешно необходимо знать с какой стороны спортсмена поджидает опасность, чего не хватает ему для успешных выступлений.
Именно на этом этапе и нужно применять знания, касающиеся личности спортсмена в конкретном виде спорта. Если эти знания есть, то еще в новичке не сложно будет разглядеть будущего чемпиона, и вырастить этого чемпиона в соответствии с образом идеального спортсмена. А для этого необходимо знать, какими именно качествами, и в какой мере должен обладать идеальный спортсмен.
Это необходимо знать не только психологу. Любой тренер многое отдал бы за то, чтобы знать, что именно из этого ребенка получиться чемпион, именно на этого ребенка стоит делать ставки. Ведь как часто бывает, что тренеры ошибаются. В детстве спортсмен подавал надежды, выигрывал соревнования, прогрессировал быстрее своих сверстников. А потом в один момент остановился на этой точке, и дальше развиваться просто не Еще хуже, когда спортсмен талантлив, одарен от природы, но ему не хватает силы личности для того, чтобы добиться успеха. Именно в этом случае лучше всего знание необходимых личностных качеств. То есть знание того, чего именно не хватает этому одаренному малышу. Пока ребенок маленький еще можно развить эти качества, чем старше он будет - тем будет сложнее.