K одного и того же слова, но в ходе языковой эволюции их значения и/или
русском языке есть пары слов, которые исторически являются вариантан
стилистические условия их употребления разошлись. Пример такой пары
воскресенье воскресение.
Во всех приведённых ниже примерах на месте пропусков должны быть слова,
входящие в одну такую пару. Прочитайте примеры и выполните задания.
1) Самой популярной остаётся засолка огурцов и томатов
80 %
о ;
варят 77 человек, компоты - 70; 65 читателей
замораживают ягоды, зелень, грибы и овощи; 52 человека сушат ягоды и зелень
и 8 – не делают никаких заготовок вообще. (Ирина Варенцова. 100 звонков из
«Дома» (2002) // «Биржа плюс свой дом» (Н. Новгород), 2002.08.12]
2)
Сие подлинно правда, что промеж водами великое есть разнствие:
некоторые из них тяжелы и имеют в себе много песка и земли, некоторые
и печению нехороши. [М.В. Ломоносов. О сохранении здравия
[перевод] (1741)]
3)
съешьте первым, а то прокиснет, а конфеты с печеньем -
потом. [Олег Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней //
«Октябрь», 2001]
Занятия наши состояли в том, что мы, наравне с другими учениками
школы, доили коров, кормили их, принимали участие во всех операциях,
необходимых для
швейцарского сыра, сыра камамбер и т. д.
[Н.О. Лосский. Воспоминания: жизнь и философский путь (1968)]
5) 1. Кислотворный газ несколько тяжелее атмосферного воздуха. 2. Он не
имеет ни запаха, ни вкуса и не показывает ни малейших следов кислоты.
3. С водою, лишённою воздуха через
столь слабо смешивается, что
при одном уже болтании и согревании отделяется от оной. [А. Скундин.
«Учение, на опытах основанное» // «Химия и жизнь», 1967]
6) Он питался кашей, сваренной впрок на всю неделю из пайкового риса,
хранившейся между двух оконных рам в десятифунтовой стеклянной банке из-
под
. [В.П. Катаев. Алмазный мой венец (1975-1977)
Варенье варение
Наша земля — уникальная планета во вселенной, единственный наш дом. Каждый человек должен заботиться об окружающей среде и не надеяться на другого. Это, как помыть за собой посуду, должно войти в привычку.
Экология Земли с каждым днем страдает сильнее и сильнее. Строятся новые заводы, появляется все больше автомобилей на дорогах, запускаются ракеты и спутники. Это приводит к загрязнению воздуха, глобальному потеплению, таянию ледников, появляются озоновые дыры. Вымирают целые виды животных из-за вырубки лесов, многие водные млекопитающие и рыбы давно находятся под угрозой исчезновения из-за загрязнения водоемов, ведь многие автолюбители экономят на автомойках и моют своих железных коней в природных источниках, используя бытовую химию.
Служба эта Семену пришлась по душе. Иванов выучил расписание, с нетерпением ожидал проходящих поездов, порой и по ночам не спал, чтобы не пропустить очередной локомотив. В остальное же время он совершал обходы, равнял щебенку, подкручивал гайки. В общем, выполнял все, что нужно, причем, всегда усердно и ответственно.
Служба на станции свела Семена Ивановича с соседом-сторожем Василием Степановичем Спиридовым, человеком мрачным и озлобленным. Если Иванов ко всему относился с пониманием и терпеливо сносил нападки судьбы, то Василий был совершенно иного склада характера. Спиридов злился, нервничал, считал, что нельзя терпеть, особенно несправедливость со стороны начальства, нужно жаловаться тем, кто выше по служебной лестнице. И во время очередной проверки он и решил пожаловаться приехавшему с ревизией начальнику. Проверяющий был вне себя от гнева, услышав речь сторожа. Жалоба по поводу огорода, по мнению чиновника, не шла ни в какое сравнение с той высокой миссией, которую он нес. Начальник бросился на Василия Степановича с кулаками. Спиридов не ответил, да только затаил еще большую злобу и решил добраться до самой Москвы, да только совершить то, что задумал.
Василий взял узелок и отправился в путь. Да только в город он так и не попал. Скрываясь в лесах недалеко от станции, Спиридов решился на отчаянный поступок – вырвал рельс на железнодорожном полотне. Семен в это время обходил свой участок. Увиденное повергло Иванова в шок, он начал метаться, думая, как бы предупредить машиниста. Сигнальных знаков у героя с собой не было, не нашлось и инструментов, чтобы приладить рельс обратно, а сбегать за ними в будку он уже не успеет.
Тогда Семен, пропоров бок ножом, смачивает в крови платок и прикрепляет его к таловой палочке, которую он срезал, чтобы изготовить дудку. Вот и готов спасительный флаг. Семен, зажимая рану ,поднимает его высоко над головой. Силы покидают героя, сознание мутится, но кровавый флаг реет в вышине.
Разве такой поступок нельзя назвать героическим? Разве это не подвиг? Конечно, подвиг. Причем, самый настоящий. И ему нашлось место в обычной жизни…