Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?
Смекалка - сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.
Смекалка - имя существительное.
2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову? Догадливый, сообразительный, смекалистый.
Смекалистый
3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.
Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.
Орфографический словарь
Найдите в словаре имена существительные - названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.
2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать - мешать, одобрять - осуждать.
Помогать -содействовать чему-то, способствовать чьей-то деятельности. Мешать - создавать препятствия, помехи. Одобрять - признавать, принимать, соглашаться. Осуждать - порицать, не соглашаться.
3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
Мы любили встречать поезда. Мама провожала сына в школу.
Орфоэпический словарь
Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.
Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.
сущ. прил. сущ. гл. Зим/а, зим/ний, зим/овье, зим/овать.
2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.
Зимним днём ребят ждут весёлые забавы во дворе.
Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.
Проект "В словари - за частями речи!"
Толковый словарь
Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?
Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, - Обязательно картина Называется пейзаж.
ответ:а)Ауыз адебиеті-халық шығармашылығының айрықша саласы,ауызша шығарылып,ауызша таралған көркем әдеби туындыларды жиынтық атауы.в) Әдеби жанрлар – ауызша және жазбаша шығармалардың көркем даму процесінде қалыптасады. Шығарма жанры дәстүрлі түрде мынадай негізгі белгісі бойынша анықталады - бір жанрдағы шығармаларды біріктіретін және айтарлықтай тұрақты, әрі тарихи қайталанатын сипаттағы мазмұнына, құрылысы мен түріне қарай.ә)Ауыз әдебиеті табан астынан тыңдаушыға арналып айтылатындықтан (немесе орындалатындықтан) және суырып салып шығарылатындықтан мезгіл жағынан шектеулі болады, яғни әр жолды, әрбір шумақты, бейнелі тіркестерді айтушының ұзақ уақыт ойланып-толғанып отыруына мүмкіндік жоқ. жазба әдебиетіндегідей үздік-создық, бірде жылдамдатып, бірде үзіліс жасап, ұзақ ойланып шығаруға мүмкіндік жоқ.Ауыз әдебиеті ауызша шығарылып, ауызша тарайтындықтан шығарманың үнемі өзгеріс үстінде болатындығы заңды құбылыс.
Толковый словарь
Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?
Смекалка - сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.
Смекалка - имя существительное.
2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.
Смекалистый
3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.
Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.
Орфографический словарь
Найдите в словаре имена существительные - названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.
Деревья: берёза, осина, яблоня.
Ягоды: земляника, малина, ягода.
Овощи: капуста, морковь, щавель.
Фрукты: яблоко.
Словарь синонимов
Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.
Голубой - лазурный, жёлтый - золотой, зелёный - изумрудный, красный - алый, оранжевый - апельсиновый, синий - васильковый, фиолетовый - лиловый.
2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?
Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.
3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
У неё были большие васильковые глаза.
Над синим морем летела белоснежная чайка.
Словарь антонимов
Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.
Встречать - провожать, хвалить - ругать, говорить - молчать, любить - ненавидеть, радовать - огорчать.
2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать - мешать, одобрять - осуждать.
Помогать -содействовать чему-то, способствовать чьей-то деятельности.
Мешать - создавать препятствия, помехи.
Одобрять - признавать, принимать, соглашаться.
Осуждать - порицать, не соглашаться.
3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
Мы любили встречать поезда.
Мама провожала сына в школу.
Орфоэпический словарь
Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.
Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.
Эти слова относятся к именам существительным. Употреблены в единственном и множественном числах.
2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.
Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.
3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.
Словарь однокоренных слов
Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.
сущ. прил. сущ. гл.
Зим/а, зим/ний, зим/овье, зим/овать.
2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.
Зимним днём ребят ждут весёлые забавы во дворе.
Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.
Проект "В словари - за частями речи!"
Толковый словарь
Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
ответ:а)Ауыз адебиеті-халық шығармашылығының айрықша саласы,ауызша шығарылып,ауызша таралған көркем әдеби туындыларды жиынтық атауы.в) Әдеби жанрлар – ауызша және жазбаша шығармалардың көркем даму процесінде қалыптасады. Шығарма жанры дәстүрлі түрде мынадай негізгі белгісі бойынша анықталады - бір жанрдағы шығармаларды біріктіретін және айтарлықтай тұрақты, әрі тарихи қайталанатын сипаттағы мазмұнына, құрылысы мен түріне қарай.ә)Ауыз әдебиеті табан астынан тыңдаушыға арналып айтылатындықтан (немесе орындалатындықтан) және суырып салып шығарылатындықтан мезгіл жағынан шектеулі болады, яғни әр жолды, әрбір шумақты, бейнелі тіркестерді айтушының ұзақ уақыт ойланып-толғанып отыруына мүмкіндік жоқ. жазба әдебиетіндегідей үздік-создық, бірде жылдамдатып, бірде үзіліс жасап, ұзақ ойланып шығаруға мүмкіндік жоқ.Ауыз әдебиеті ауызша шығарылып, ауызша тарайтындықтан шығарманың үнемі өзгеріс үстінде болатындығы заңды құбылыс.