До середины XVI в., пока Великие географические открытия не расширили пространство экономических и политических интересов европейских держав, в мировой торговле участвовало ограниченное число стран. Главные причины тому — отсутствие достоверной информации народов друг о друге, нестабильность, частые войны и слабое развитие транспортных средств. Международная торговля состояла в перевозке дорогих и редких товаров: шелка, золотых и ювелирных изделий, пряностей. Главными международными торговыми путями был Великий шелковый путь, связывающий Европу и Азию, и путь из «варяг в греки» — торговля между Северной и Южной Европой. Конечными пунктами транссахарской торговли, контролируемой арабскими купцами, были богатейшие города на побережье современного Марокко — Сеута и Мелилья, откуда золото переправлялось в Европу.
В XVI—XVII вв. торговля европейских государств с Востоком явилась базой первоначального накопления капитала для зарождающейся промышленности, которая, развиваясь, требовала новых рынков сбыта и дешевых источников сырья.
С начала XVIII в., когда совершенствование транспортных средств и географические открытия обеспечили экономическое проникновение европейцев в Новый Свет, мировая торговля начала приобретать глобальный характер. Кардинально изменилась не только ее география, но и товарная структура. Торговать стали большими по весу грузами: сырьем, сельскохозяйственной продукцией.
За XVIII в. объем мировой торговли возрос в 5 раз, а за XIX в. — почти в 10 раз. К концу XIX в. у Англии — «мастерской мира» и «владычицы морей», лидировавшей в мировой торговле, — появились серьезные конкуренты — Германия, Франция, США. Заметную роль в мировой торговле начали играть колонии — Индия, Бразилия, Аргентина, Китай. К началу XX в., по оценкам Всемирной торговой организации, объем мирового внешнеторгового оборота составил 40 млрд. долл., из них на долю Европы приходилось 50%, на долю Северной Америки — 20%, а на колониальные и зависимые страны — 15%.
За первую половину XX в. мировой товарооборот увеличился более чем в 2,5 раза. С 50-х гг. XX в. среднегодовые темпы прироста внешней торговли были значительно выше темпов прироста ВВП. За вторую половину ХХ в. мировой товарный экспорт вырос еще почти в 10 раз.
В XVI—XVII вв. торговля европейских государств с Востоком явилась базой первоначального накопления капитала для зарождающейся промышленности, которая, развиваясь, требовала новых рынков сбыта и дешевых источников сырья.
С начала XVIII в., когда совершенствование транспортных средств и географические открытия обеспечили экономическое проникновение европейцев в Новый Свет, мировая торговля начала приобретать глобальный характер. Кардинально изменилась не только ее география, но и товарная структура. Торговать стали большими по весу грузами: сырьем, сельскохозяйственной продукцией.
За XVIII в. объем мировой торговли возрос в 5 раз, а за XIX в. — почти в 10 раз. К концу XIX в. у Англии — «мастерской мира» и «владычицы морей», лидировавшей в мировой торговле, — появились серьезные конкуренты — Германия, Франция, США. Заметную роль в мировой торговле начали играть колонии — Индия, Бразилия, Аргентина, Китай. К началу XX в., по оценкам Всемирной торговой организации, объем мирового внешнеторгового оборота составил 40 млрд. долл., из них на долю Европы приходилось 50%, на долю Северной Америки — 20%, а на колониальные и зависимые страны — 15%.
За первую половину XX в. мировой товарооборот увеличился более чем в 2,5 раза. С 50-х гг. XX в. среднегодовые темпы прироста внешней торговли были значительно выше темпов прироста ВВП. За вторую половину ХХ в. мировой товарный экспорт вырос еще почти в 10 раз.