В русскую литературу вошло немало имен, снискавших мировую известность.
И.Л. Бунин продолжил традиции русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых — социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом мастере. Рассказы и повести Бунина, такие как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность.
Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе А.И. Куприна проявились стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).
Иным было творчество М. Горького (А.М. Пешкова), который вошел в историю как «буревестник революции». В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых» и др.). В ранних рассказах («Макар Чудра») Горький выступил как романтик.
Самым ярким событием в публицистике стал выход в 1908 г. сборника «Вехи». Его авторами были известные либеральные публицисты (Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, С.JI. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О. Гершензон). Они обвиняли интеллигенцию в игнорировании национальных и религиозных интересов России, в подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы указывали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет понимать.
Новые направления в литературе и искусстве. Крупнейшим течением в литературе и искусстве являлся символизм, признанным идейным вождем которого был поэт и философ В.С. Соловьев. Научному познанию мира символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Они считали, что высшие сферы жизни можно познать не традиционными путями, а лишь через познание тайного смысла символов. Самыми выдающимися поэтами - символистами считаются А. А. Блок, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme — цветущая сила). Признанным главой направления был Н.С. Гумилев. Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Поэтами-акмеистами были А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Волошин. По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни и помочь принять мир во всем его многообразии.
Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но это направление приняло самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников и В.В. Каменский). Авторы сборника вместе с В.В. Маяковским и А.Е. Крученых образовали группу кубофутуристов. Помимо поэзии многие занимались и живописью (братья Бурлюки, Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К. С. Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.
И.Л. Бунин продолжил традиции русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых — социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом мастере. Рассказы и повести Бунина, такие как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность.
Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе А.И. Куприна проявились стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).
Иным было творчество М. Горького (А.М. Пешкова), который вошел в историю как «буревестник революции». В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых» и др.). В ранних рассказах («Макар Чудра») Горький выступил как романтик.
Самым ярким событием в публицистике стал выход в 1908 г. сборника «Вехи». Его авторами были известные либеральные публицисты (Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, С.JI. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О. Гершензон). Они обвиняли интеллигенцию в игнорировании национальных и религиозных интересов России, в подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы указывали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет понимать.
Новые направления в литературе и искусстве. Крупнейшим течением в литературе и искусстве являлся символизм, признанным идейным вождем которого был поэт и философ В.С. Соловьев. Научному познанию мира символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Они считали, что высшие сферы жизни можно познать не традиционными путями, а лишь через познание тайного смысла символов. Самыми выдающимися поэтами - символистами считаются А. А. Блок, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme — цветущая сила). Признанным главой направления был Н.С. Гумилев. Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Поэтами-акмеистами были А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Волошин. По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни и помочь принять мир во всем его многообразии.
Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но это направление приняло самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников и В.В. Каменский). Авторы сборника вместе с В.В. Маяковским и А.Е. Крученых образовали группу кубофутуристов. Помимо поэзии многие занимались и живописью (братья Бурлюки, Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К. С. Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.