Прием олицетворения природы является одним из основных в ее изображении. Этому подчинены эпитеты (сад, объятый негой, месяц золотой, мир бестелесный), метафоры (сладко дремлет сад темно-зеленый, соседний ключ... говорит, изнемогло движенье, пруд уснул, проснулся гул и т. д.). В стихотворении «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» особенно ярко ощущается стремление показать слияние земного и небесного в ночном пейзаже, его видимых и слышимых нюансах. Особую роль здесь играет образ гула, непостижимого, чудного, просыпающегося тогда, когда мир земной уснул и на него «спустилася завеса». Природу этого гула стремится объяснить сам Тютчев, исходя из своих пантеистических воззрений, но, подчеркивая мистичность, таинственность его возникновения, ставит на этой версии знак вопроса.