Чтобы уловить напевный, былинный характер этого текста, надо прочесть первые девять строк (повторение слов и целых фраз, частицы, связывающие повествование, — всё это придаёт ему плавный, песенный характер былины):
Как во славном городе во Новгороде
Ай как был Садко да гусельщик;
Как ходил он по честным пирам,
Спотешал он да купцов, бояр,
Веселил он их на честных пирах,
И как тут с Садком да случилося:
Не зовут Садка на почестен пир,
Не зовут его и день, и другой,
Не зовут его и на третий день!
В тексте множество подобных повторений. При желании можно привести и другие примеры из былины.
Троекратность повторов целых эпизодов в былине — одна из примет песенности. В песнях часто есть припев, особенность которого в том, что он повторяется. Песенность былины подчёркивается и повторами зачинов — слов, с которых начинаются строчки:
Как опять тут с ним да случилося:
Не зовут Садка на почестен пир,
Как другой день не зовут и на третий день,
И опять Садку да соскучилось,
И пошел Садко да к Ильмень-озеру,
Как садился он на синь горюч камень,
Как он начал играть во гусли во яровчаты,
Как опять он играл с утра до вечера,
А волна уж в озере расходилася,
А вода с песком да сомутилася!
Иногда это повторы глаголов:
Стал ездить Садко да по всем местам,
По другим городам да он по дальним,
Стал получать барыши да он великие!
Но чаще всего это повторы союзов или союзных слов. Это очень важная особенность русского эпоса. Троекратная повторяемость слов внутри стиха:
А потом построил тридцать кораблей –
Тридцать кораблей, тридцать червлёных,
Как свалил он товары новгородские
На те на червлёные кораблики,
И поехал торговать купец богатый новгородский
На своих на червлёных корабликах…
Как во славном городе во Новгороде
Ай как был Садко да гусельщик;
Как ходил он по честным пирам,
Спотешал он да купцов, бояр,
Веселил он их на честных пирах,
И как тут с Садком да случилося:
Не зовут Садка на почестен пир,
Не зовут его и день, и другой,
Не зовут его и на третий день!
В тексте множество подобных повторений. При желании можно привести и другие примеры из былины.
Троекратность повторов целых эпизодов в былине — одна из примет песенности. В песнях часто есть припев, особенность которого в том, что он повторяется. Песенность былины подчёркивается и повторами зачинов — слов, с которых начинаются строчки:
Как опять тут с ним да случилося:
Не зовут Садка на почестен пир,
Как другой день не зовут и на третий день,
И опять Садку да соскучилось,
И пошел Садко да к Ильмень-озеру,
Как садился он на синь горюч камень,
Как он начал играть во гусли во яровчаты,
Как опять он играл с утра до вечера,
А волна уж в озере расходилася,
А вода с песком да сомутилася!
Иногда это повторы глаголов:
Стал ездить Садко да по всем местам,
По другим городам да он по дальним,
Стал получать барыши да он великие!
Но чаще всего это повторы союзов или союзных слов. Это очень важная особенность русского эпоса. Троекратная повторяемость слов внутри стиха:
А потом построил тридцать кораблей –
Тридцать кораблей, тридцать червлёных,
Как свалил он товары новгородские
На те на червлёные кораблики,
И поехал торговать купец богатый новгородский
На своих на червлёных корабликах…