Многие мастера живописи обращаются к искусству, «питающемуся фантазией». Отсюда их интерес к прошлому, сказочному, легендарному, к древним религиям и культурам, к мистике; их произведения изобилуют намеками, иносказаниями, символами.
Особенно ярко это отражено в творчестве М.А. Врубеля. Мир его картин проникнут фантастически-сказочными образами, часто драматичными, мятущимися («Демон сидящий», 1890; «Демон поверженный», 1902). Для произведений М.В. Нестерова характерны религиозно-нравственные искания («Видение отроку Варфоломею»). Древнерусские мотивы преломляются в полотнах В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, И.Я. Билиби-на. Приверженцем импрессионизма в русской живописи выступает К.А. Коровин («У балкона», «Портрет Ф.И. Шаляпина»). Новые эстетические принципы были провозглашены в программе художников, объединившихся в конце 90-х гг. в группу «Мир искусства», просуществовавшую с перерывами до 1924 г. «Мирискусники» увлеченно постигали как русское искусство XVIII в., так и новейшие западноевропейские течения, искали в изобразительном искусстве новые пути. К старшему поколению этой группы принадлежали А.Н. Бенуа, КЛ. Сомов, JI.C. Бакст, Е.Е. Лансере, СП. Дягилев.
К группе «Мир искусства» примыкали Н.К. Рерих, В.А. Серов, ФА. Малявин, Б.М. Кустодиев и З.Е. Серебрякова. «Мирискусники» были авторами великолепных иллюстраций (А.Н. Бенуа «Медный всадник» АС. Пушкина; И.Я. Билибин «Русские сказки»; Е.Е. Лансере «Хаджи Мурат» Л.Н. Толстого), оформляли театральные спектакли Художественного театра и «Русских сезонов» в Париже. Им принадлежат теоретические работы по истории изобразительного искусства и архитектуры (А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь). Выпускаемый объединением с 1899 по 1904 г. одноименный журнал сыграл важную просветительскую роль.
В 1910-х гг. появляются различные направления русского авангарда, представленные такими именами как П.П. Кончаловский. И.И. Машков, А.В. Лентулов, М.Ф. Ларионов, В.В. Кандинский и К.С. Малевич. Художники, входившие в группы «Бубновый валет», «Ослиный хвост», кубофутуристы, супрематисты экспериментировали в области цвета и формы, использовали опыт французского художника Поля Сезанна и европейских кубистов.
Крупнейшим русским художником является В.А. Серов. Его портреты — вершина этого жанра в искусстве XIX — начала XX в. Им свойствен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветов и рефлексов («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», портреты К.А. Коровина, З.Н. Юсуповой, М.Н. Ермоловой, O.K. Орловой и др.).
Особенно ярко это отражено в творчестве М.А. Врубеля. Мир его картин проникнут фантастически-сказочными образами, часто драматичными, мятущимися («Демон сидящий», 1890; «Демон поверженный», 1902). Для произведений М.В. Нестерова характерны религиозно-нравственные искания («Видение отроку Варфоломею»). Древнерусские мотивы преломляются в полотнах В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, И.Я. Билиби-на. Приверженцем импрессионизма в русской живописи выступает К.А. Коровин («У балкона», «Портрет Ф.И. Шаляпина»). Новые эстетические принципы были провозглашены в программе художников, объединившихся в конце 90-х гг. в группу «Мир искусства», просуществовавшую с перерывами до 1924 г. «Мирискусники» увлеченно постигали как русское искусство XVIII в., так и новейшие западноевропейские течения, искали в изобразительном искусстве новые пути. К старшему поколению этой группы принадлежали А.Н. Бенуа, КЛ. Сомов, JI.C. Бакст, Е.Е. Лансере, СП. Дягилев.
К группе «Мир искусства» примыкали Н.К. Рерих, В.А. Серов, ФА. Малявин, Б.М. Кустодиев и З.Е. Серебрякова. «Мирискусники» были авторами великолепных иллюстраций (А.Н. Бенуа «Медный всадник» АС. Пушкина; И.Я. Билибин «Русские сказки»; Е.Е. Лансере «Хаджи Мурат» Л.Н. Толстого), оформляли театральные спектакли Художественного театра и «Русских сезонов» в Париже. Им принадлежат теоретические работы по истории изобразительного искусства и архитектуры (А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь). Выпускаемый объединением с 1899 по 1904 г. одноименный журнал сыграл важную просветительскую роль.
В 1910-х гг. появляются различные направления русского авангарда, представленные такими именами как П.П. Кончаловский. И.И. Машков, А.В. Лентулов, М.Ф. Ларионов, В.В. Кандинский и К.С. Малевич. Художники, входившие в группы «Бубновый валет», «Ослиный хвост», кубофутуристы, супрематисты экспериментировали в области цвета и формы, использовали опыт французского художника Поля Сезанна и европейских кубистов.
Крупнейшим русским художником является В.А. Серов. Его портреты — вершина этого жанра в искусстве XIX — начала XX в. Им свойствен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветов и рефлексов («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», портреты К.А. Коровина, З.Н. Юсуповой, М.Н. Ермоловой, O.K. Орловой и др.).