Столь прославленные русской "прогрессивной" печатью "гениальные государственные реформы" М. Сперанского покоятся на идеях французской революции. Идеи эти следующие: 1. Источником власти является не наследственная власть монарха, а источником власти является народ. 2. Основой законов должна быть не воля монарха, а воля народа. 3. Верховная власть должна быть ограничена конституцией. 4. Если верховная власть перестает выполнять условия, на которых народ предоставил ей власть - то действия ее становятся незаконными и т. д. Власть царей должна быть ограничена конституцией - таков был смысл задуманных Сперанским реформ. По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы". План его излагал основания управления русских сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получили свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений - законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное - Государственная Дума, состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное - министерства, ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской. Эта аристократия - блюстительница законов по всем отраслям управления и охранница интересов народа. Из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано. Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т. е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но, по молчаливому или по гласному признанию действующего закона, целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны.
Женщина и книга Известный французский филолог, библиофил и романист Шарль Нодье в одном из своих трудов предостерегает библиоманов от тех опасностей, которые постоянно угрожают книге. Огонь, вода, червячки, сырость – всё это злейшие её враги. «Но есть у неё – пишет далее Нодье – ещё более опасный, более трудно победимый враг, с которым мы имеем дело ежедневно, ежечасно, враг, всюду проникающий: женщина. Кроме очень редких благородных исключений, женщины – антибиблиофилки. Книга в их глазах то же, что и газета: они её гнут, мнут, перевёртывают. Нет под рукой разрезного ножа – они берут визитную карточку, шляпную булавку, даже шпильку, а то и прямо употребляют вместо ножа палец». Нодье поэтому усердно рекомендует «ни под каким видом не давать жене в руки книг из своей библиотеки». Ж-л «Вестник литературы», 1912 г.
государственные реформы" М. Сперанского покоятся на идеях французской
революции. Идеи эти следующие:
1. Источником власти является не наследственная власть монарха, а
источником власти является народ.
2. Основой законов должна быть не воля монарха, а воля народа.
3. Верховная власть должна быть ограничена конституцией.
4. Если верховная власть перестает выполнять условия, на которых народ
предоставил ей власть - то действия ее становятся незаконными и т. д.
Власть царей должна быть ограничена конституцией - таков был смысл
задуманных Сперанским реформ.
По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы".
План его излагал основания управления русских сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получили свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений - законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное - Государственная Дума, состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное - министерства, ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской. Эта аристократия - блюстительница законов по всем отраслям управления и охранница интересов народа.
Из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.
Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т. е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но, по молчаливому или по гласному признанию действующего закона, целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны.
«Но есть у неё – пишет далее Нодье – ещё более опасный, более трудно победимый враг, с которым мы имеем дело ежедневно, ежечасно, враг, всюду проникающий: женщина. Кроме очень редких благородных исключений, женщины – антибиблиофилки. Книга в их глазах то же, что и газета: они её гнут, мнут, перевёртывают. Нет под рукой разрезного ножа – они берут визитную карточку, шляпную булавку, даже шпильку, а то и прямо употребляют вместо ножа палец».
Нодье поэтому усердно рекомендует «ни под каким видом не давать жене в руки книг из своей библиотеки».
Ж-л «Вестник литературы», 1912 г.