Физическая культура в государстве, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры. Именно здесь при рабовладельческом строе была армия, наилучшим образом подготовленная в физическом отношении. Беспрецедентными были масштабы и пышность состязаний, носивших характер народных развлечений. В Риме не было организованного школьного физического воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Спорт вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности и полезности, которым руководствовались римляне, таким образом, вольно или невольно противопоставляя физическую культуру идеалу практически мыслящего римлянина. Однако их утверждения чрезвычайно спорны. Намного вероятнее, что причины этого явления кроются не во взглядах, а, прежде всего в условиях развития Рима.
1. Многочисленные источники указывают на то, что физическая подготовка юношей до 16--17-летнего возраста, т. е. до службы в армии, являлась исключительно задачей семьи. Правда, в IV веке до н. э. было создано учебное заведение под названием «лудус», однако из этого мы можем сделать вывод только о том, что и в Риме были стремления к организации физического воспитания подобно греческому. Но в III веке до н.э. подготовка воинов была уже сосредоточена в общих лагерях. Физическая и духовная подготовка были обособлены друг от друга. В последнем столетии существования республики большинство граждан забросили физические упражнения.
2.Основой, на которой держалась Римская империя, ее внутренней определяющей силой являлись наводнявшие Рим народные массы, на которые Рим, в конечном счете, всегда мог рассчитывать. (На Древнем Востоке, в Индии и Спарте о такой опоре даже речи быть не могло.) Однако народу нужен был не только хлеб, но и духовные наслаждения, соответствовавшие укладу жизни. Этой цели служили такие зрелища, как бои гладиаторов и состязания колесниц.
3. В отличие от греческих полисов в Риме власть всегда была сосредоточена в руках немногочисленной группы людей. В этой атмосфере не могло возникнуть общественного движения, которое придало бы занятиям физической культурой организованный характер и поощряло бы к этому народные массы. В этих условиях физические упражнения оставались средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.
4. Не могли принести существенных изменений и попытки отдельных государственных деятелей и политиков, преклонявшихся перед эллинизмом.
В период, когда граждане Рима познакомились с греческой физической культурой, физическая сила и ловкость там не были в почете. «Глупость, дорогой Луций, -- писал Сенека, -- и для образованного человека менее всего подходящее дело тренировать мышцы рук, шеи, укреплять грудную клетку. Даже если твое тело увеличивается в объеме, растут твои мышечные связки, ни сила твоя, ни вес не достигнут силы и веса раскормленного быка». Не говоря уже о том, что греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, также утратили престижные прежние ценности. Кстати, воспитатели не переняли из греческой физической культуры даже те элементы формы, которые применялись в Риме устроителями зрелищ.
Сын бога Кефиса и нимфы Лаврионы, Нарцисс, не чтил богиню Афродиту, был холодным, гордым, самолюбивым. За это он снискал гнев Афродиты. Однажды в лесу он заблудился, и его увидела богиня Эхо. Она была наказана самой Герой и могла говорить, только повторяя окончания фраз. Между ними состоялся почти немой разговор, и Нарцисс отвергает Эхо. Она страдает от любви к нему и прячется в чаще леса. Он остался таким же самолюбивым и гордым. Многих нимф он сделал несчастными, и одна из них пожелала ему полюбить безответно. И Афродита решила отомстить ему за то, что он не любит никого. Однажды в лесу он решил попить воды. Он подошел к ручью, который был чист и прозрачен. Никто никогда не касался его вод: ни люди, ни звери, ни растения. Подойдя к воде, Нарцисс отразился в ней весь. Тут-то и настигло его наказание Афродиты. Он страстно полюбил самого себя. Его отражение манит его к себе, он даже хотел поцеловать его, но целует только воду. Нарцисс перестал есть, спать, он страдал, все смотрел в воду, не отрываясь, любовался своим отражением и звал его выйти на сушу, но оно не выходило. Вдруг Нарцисс подозревает, что полюбил самого себя. Он чувствует, что скоро умрет, мучается, плачет, но не может оторваться от своего отражения. Нарцисс теряет силы, он изможден, но все продолжает смотреть на свое отражение. Эхо видит это и страдает. Они прощаются с Эхо, и Нарцисс умирает. Нимфы хотят похоронить его, но на месте, где лежало тело, они находят прекрасный белый цветок. Это цветок смерти, который стал называться Нарцисс.
Физическая культура в государстве, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры. Именно здесь при рабовладельческом строе была армия, наилучшим образом подготовленная в физическом отношении. Беспрецедентными были масштабы и пышность состязаний, носивших характер народных развлечений. В Риме не было организованного школьного физического воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Спорт вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности и полезности, которым руководствовались римляне, таким образом, вольно или невольно противопоставляя физическую культуру идеалу практически мыслящего римлянина. Однако их утверждения чрезвычайно спорны. Намного вероятнее, что причины этого явления кроются не во взглядах, а, прежде всего в условиях развития Рима.
1. Многочисленные источники указывают на то, что физическая подготовка юношей до 16--17-летнего возраста, т. е. до службы в армии, являлась исключительно задачей семьи. Правда, в IV веке до н. э. было создано учебное заведение под названием «лудус», однако из этого мы можем сделать вывод только о том, что и в Риме были стремления к организации физического воспитания подобно греческому. Но в III веке до н.э. подготовка воинов была уже сосредоточена в общих лагерях. Физическая и духовная подготовка были обособлены друг от друга. В последнем столетии существования республики большинство граждан забросили физические упражнения.
2.Основой, на которой держалась Римская империя, ее внутренней определяющей силой являлись наводнявшие Рим народные массы, на которые Рим, в конечном счете, всегда мог рассчитывать. (На Древнем Востоке, в Индии и Спарте о такой опоре даже речи быть не могло.) Однако народу нужен был не только хлеб, но и духовные наслаждения, соответствовавшие укладу жизни. Этой цели служили такие зрелища, как бои гладиаторов и состязания колесниц.
3. В отличие от греческих полисов в Риме власть всегда была сосредоточена в руках немногочисленной группы людей. В этой атмосфере не могло возникнуть общественного движения, которое придало бы занятиям физической культурой организованный характер и поощряло бы к этому народные массы. В этих условиях физические упражнения оставались средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.
4. Не могли принести существенных изменений и попытки отдельных государственных деятелей и политиков, преклонявшихся перед эллинизмом.
В период, когда граждане Рима познакомились с греческой физической культурой, физическая сила и ловкость там не были в почете. «Глупость, дорогой Луций, -- писал Сенека, -- и для образованного человека менее всего подходящее дело тренировать мышцы рук, шеи, укреплять грудную клетку. Даже если твое тело увеличивается в объеме, растут твои мышечные связки, ни сила твоя, ни вес не достигнут силы и веса раскормленного быка». Не говоря уже о том, что греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, также утратили престижные прежние ценности. Кстати, воспитатели не переняли из греческой физической культуры даже те элементы формы, которые применялись в Риме устроителями зрелищ.
ЕСЛИ ХОРОШО СДЕЛАЙ ЛУЧШИМ )
Однажды в лесу он заблудился, и его увидела богиня Эхо. Она была наказана самой Герой и могла говорить, только повторяя окончания фраз.
Между ними состоялся почти немой разговор, и Нарцисс отвергает Эхо. Она страдает от любви к нему и прячется в чаще леса. Он остался таким же самолюбивым и гордым. Многих нимф он сделал несчастными, и одна из них пожелала ему полюбить безответно. И Афродита решила отомстить ему за то, что он не любит никого.
Однажды в лесу он решил попить воды. Он подошел к ручью, который был чист и прозрачен. Никто никогда не касался его вод: ни люди, ни звери, ни растения. Подойдя к воде, Нарцисс отразился в ней весь. Тут-то и настигло его наказание Афродиты. Он страстно полюбил самого себя.
Его отражение манит его к себе, он даже хотел поцеловать его, но целует только воду. Нарцисс перестал есть, спать, он страдал, все смотрел в воду, не отрываясь, любовался своим отражением и звал его выйти на сушу, но оно не выходило.
Вдруг Нарцисс подозревает, что полюбил самого себя. Он чувствует, что скоро умрет, мучается, плачет, но не может оторваться от своего отражения.
Нарцисс теряет силы, он изможден, но все продолжает смотреть на свое отражение. Эхо видит это и страдает. Они прощаются с Эхо, и Нарцисс умирает. Нимфы хотят похоронить его, но на месте, где лежало тело, они находят прекрасный белый цветок. Это цветок смерти, который стал называться Нарцисс.