Для укрепления внутренней веры в России было основано Библейское общество. Оно занялось переводом на современный русский язык Нового Завета и последующим его распространением в России. Александр I надеялся, что учение Христа не только преобразует нравственность россиян, но и поспособствует установлению в стране общественной гармонии. Однако вскоре утопические планы создания единой христианской церкви показались императору опасными, и в августе 1822 г. последовал указ о закрытии всех тайных обществ, прежде всего масонских. Через два года было распущено и Библейское общество.
В годы царствования Николая I зависимость Русской православной церкви от светской власти ещё больше усилилась, что не могло не отразиться на внутрицерковной жизни. Однако это не значит, что живая мысль и искреннее религиозное чувство исчезли из неё. К середине столетия всенародное признание получила деятельность старцев Оптиной пустыни, а также Тихона Задонского и Серафима Саровского.
В 1867 г. был принят важнейший для духовенства закон, ликвидировавший наследственность приходов и предоставивший всем православным право поступать в семинарии. Теперь на церковные должности могли претендовать любые лица, получившие духовное образование.
Конец XIX в. был временем внешнего благополучия Православной церкви, получавшей значительные субсидии от государства. Однако именно на церковь делалась главная ставка в обосновании законности и незаменимости самодержавия. Ссылки на Божий промысел и волю Провидения постоянно встречаются на страницах царских манифестов. Политические проблемы активно обсуждались на страницах церковных газет и журналов. Истинно же религиозные мыслители — Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьёв — всё чаще говорили об опасности превращения церкви в политическое оружие, о казённости проповедей священнослужителей, о катастрофической зависимости церкви от светской власти, об отсутствии у народных масс истинных духовных пастырей.
В годы царствования Николая I зависимость Русской православной церкви от светской власти ещё больше усилилась, что не могло не отразиться на внутрицерковной жизни. Однако это не значит, что живая мысль и искреннее религиозное чувство исчезли из неё. К середине столетия всенародное признание получила деятельность старцев Оптиной пустыни, а также Тихона Задонского и Серафима Саровского.
В 1867 г. был принят важнейший для духовенства закон, ликвидировавший наследственность приходов и предоставивший всем православным право поступать в семинарии. Теперь на церковные должности могли претендовать любые лица, получившие духовное образование.